Комментарий Центра АРВАК, 28.05.2024
28.05.2024 Норвегия, Ирландия и Испания официально признали независимость Палестины. Тем самым, список государств-членов ООН, подтвердивших международную политико-правовую субъектность Палестины, пополнился тремя новыми странами и составил 146 государств. Этому событию предшествовали споры в кулуарах ООН и на ее публичной площадке. Еще 18.04.2024 на голосование Генассамблеи ООН был представлен проект резолюции о признании Палестины и утверждении ее полноправного членства в организации, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Следует напомнить, что Палестине с 22.11.2012 предоставлен статус «государства-наблюдателя при ООН, не являющегося ее членом, без ущерба для приобретенных прав, привилегий и роли Организации освобождения Палестины в ООН как представителя палестинского народа согласно соответствующим резолюциям и практике». Внесенная 18 апреля 2024 г. резолюция предполагала полноценное членство, включая право на голос. Однако постоянные члены Совбеза ООН отклонили первичную редакцию проекта и потребовали от Генассамблеи внести поправки, предполагающие определение промежуточного статуса для Палестины. Прежде всего речь идет о США, Великобритании и Франции, которые не признали в индивидуальном порядке палестинский суверенитет со ссылкой на преждевременность такой инициативы. В частности, относительно названной резолюции заместитель постоянного представителя США при ООН Роберт Вуд заявил, что «Вашингтон поддерживает создание независимого Палестинского государства, но только в результате переговоров с Израилем». Аналогичного подхода придерживаются и Лондон с Парижем. Однако весьма примечательно, что несмотря на пропалестинский характер своих публичных выступлений на Генассамблее, Москва и Пекин также способствовали изменению редакции резолюции с целью недопущения полноправного членства Палестины. Так, Associated Press со ссылкой на неназванные дипломатические источники утверждал, что РФ и КНР также не хотели «излишних прав и привилегий» для Палестины, так как это могло бы стать прецедентом для Косово и Тайваня соответственно. По мнению американского информагентства, следует считать лукавством заявление постпреда РФ при ООН Василия Небензи по поводу названной резолюции: «Полноправное членство Палестины во всемирной организации помогло бы уровнять стартовые переговорные позиции с Израилем, которых получил этот полноценный статус более 75 лет назад».
Так или иначе, первичный документ претерпел массу изменений и, фактически, из резолюции о полноценном признании независимости превратился в постановление о частичном расширении полномочий палестинской делегации в ООН. Согласно резолюции, начиная с 10.09.2024 г. палестинцы могут выступать на заседаниях не только вокруг ситуации на Ближнем Востоке, работать в главных комитетах Ассамблеи, вносить предложения и поправки, принимать участие в международных конференциях под эгидой ООН. Резолюция в этом виде была вынесена на голосование ассамблеи 10.05.2024 и принята большинством голосов («За» – 143, «Против» – 9, «Воздержались» – 25). Тем самым, статус Палестины в ООН по-прежнему остается промежуточным, и страна не признается в качестве полноправного субъекта международного права.
По мнению ряда международных экспертов, едва ли принятый документ в прикладном плане будет способствовать разрешению ситуации вокруг Газы и палестино-израильского конфликта в целом. К примеру, как считает программный координатор Российского совета по международным делам Иван Бочаров, эта резолюция носит скорее рекомендательный характер, и Израиль сможет не исполнять решений ООН по установлению мира с Палестиной. По мнению другого международного эксперта, главного редактора журнала «Экономика Ближнего Востока» Дмитрия Марьясиса, говорить о том, что благодаря принятой резолюции Палестина идет на встречу обретения государственности, пока не приходится.
Однако даже в таком виде резолюция вызвала бурную реакцию Израиля. Постоянный представитель Израиля при ООН Гилад Эрдан в ходе своего выступления по поводу голосования по документу разорвал копию Устава ООН, заявив, что организация нарушает его, предоставляя Палестине все больше атрибутов суверенитета: «Вы открываете двери ООН для современного нацизма. Это вызывает у меня тошноту». Вместе с тем, израильская пропаганда осуществляла в эти дни беспрецедентную компанию по дискредитации ООН и, якобы, ее «потворству терроризму». Но, судя по дальнейшим процессам, бескомпромиссная позиция Тель-Авива возымела обратный эффект. Можно предположить, что принятая резолюция, не наделившая Палестину прикладным инструментарием для осуществления принципа «два государства», при более умеренной реакции Тель-Авива разрядила бы международное напряжение вокруг Палестинского вопроса, формально засвидетельствовав обеспокоенность международного сообщества судьбой палестинского народа, но, при этом, не лишив Израиль возможности продолжать оккупацию Газы и контролировать Левый берег реки Иордан. Однако излишняя эмоциональность израильской стороны, ожесточенная риторика вкупе с началом жестокой операции ЦАХАЛ в Рафахе вызвали новый всплеск негативной реакции в ООН.
22.05.2024 сразу три страны-члена ЕС объявили о намерении в индивидуальном порядке признать независимость Палестины. Премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стере в связи с этим заявил, что Норвегия будет всеми методами добиваться принуждения Израиля к реализации принципа «два государства»: «В разгар войны, когда десятки тысяч человек убиты и ранены, мы должны сохранить единственную альтернативу, которая предлагает политическое решение как израильтянам, так и палестинцам: два государства, живущие бок о бок, в мире и безопасности… Прочное решение конфликта на Ближнем Востоке может быть достигнуто только через решение на основе существования двух государств». С аналогичными заявлениями выступили премьер Испании Педро Санчес и глава кабинета министров Ирландии Саймон Харрис. Последний, как сообщает Sky News, подчеркнул, что Осло, Дублин и Мадрид «предпримут любые национальные шаги, необходимые для реализации этого решения» [признание Палестины и реализация принципа «два государства»]. Вместе с тем, издание Politiko, со ссылкой на неназванные источники заявило, что высока вероятность присоединения к процессу признания палестинского государства Словении, Мальты и Бельгии.
В случае такого развития Израиль столкнется с «парадом признаний», причем со стороны стран, до недавнего времени сохраняющих лояльность Тель-Авиву. Это будет чревато коллапсом внешнеполитической доктрины Израиля, признаки которого наблюдаются уже сейчас. Сразу же после заявлений лидеров европейских стран Тель-Авив отозвал для консультаций своих послов в Дублине, Осло и Мадриде. Министр ИД Израиля Исраэль Кац заявил, что действия Испании, Ирландии и Норвегии “подрывают суверенитет Израиля и угрожают его безопасности». «Этот искаженный шаг является несправедливостью по отношению к памяти жертв событий 7 октября, подрывает усилия по возвращению 128 заложников и оказывает поддержку ХАМАС и иранским джихадистам, что уменьшает шансы на достижение мира и ставит под сомнение право Израиля на самооборону”, – подчеркнул И. Кац.
Заявление Каца и аналогичные протесты высших израильских чинов едва ли добавили еврейскому государству ресурс сдерживания процесса. На данный момент просматривается неприятие аргументов израильской стороны в пользу продолжения радикальной политики по отношению к Палестине и непризнания ее права на суверенитет. В Европе все больше склоняются к мнению о том, что события 7 октября 2023 г., на которые постоянно ссылается Тель-Авив, следует считать «не причиной, а поводом» для свертывания мирного разрешения палестино-израильского конфликта.
В отличии от израильских, европейские политики стараются оперировать более рациональными и взвешенными аргументами. К примеру, тот же норвежский премьер Стере высказал весьма примечательную мысль о том, что признание Палестины является «способом поддержки умеренных сил», изо дня в день теряющих влияние в условиях затяжного и жестокого конфликта. Премьер Стере, по видимому, имел в виду Палестинскую администрацию на Западном берегу и движение «Фатх», которые в случае продолжения карательной операции в Газе и потери перспектив признания независимости могут просто перенять радикальную позицию ХАМАС, дабы окончательно не растерять поддержку своего народа. Израильской стороне и поддерживающим ее государствам и центрам силы подобной аргументации противопоставить нечего, учитывая, что Палестинская администрация пока еще выказывает интерес к диалогу с Тель-Авивом. Однако, на определенном этапе она может отказаться от конструктивной позиции.
Другим тяжелым ударом по авторитету и самолюбию Тель-Авива стал официальный запрос 20.05.2024 прокурора МУС Карима Хана о выдаче ордера на арест Биньямина Нетаньяху и министра обороны еврейского государства Йоава Галанта. Вместе с ними запрос касался еще трех лидеров ХАМАС: главы политического крыла группировки Исмаила Хания, ее руководителя в Газе Яхья Санвара и командира военных подразделений организации Мохаммеда Диаба аль–Масри. И, судя по материалам израильской прессы, именно факт включения израильтян в единый список с палестинскими деятелями вызвал бурю негодования в Тель-Авиве. Как указывают источники, Нетаньяху назвал позором и актом антисемитизма действия прокурора, поставившего «на одну доску демократически избранные власти Израиля с геноцидальной террористической организацией».
Следует ожидать, что МУС вынесет свой окончательный вердикт либо через несколько дней, либо несколько месяцев. Однако сам факт прокурорского запроса уже свидетельствует о том, что на европейской внешнеполитической арене [основным интересантом распространения в мире юрисдикции МУС считается ЕС] правительство Б. Нетаньяху терпит фиаско. По сути, происходит демонтаж идейно-политического влияния Израиля и связанных с ним сил на Европу. Причем, события последних месяцев показывают, что процесс не в силах остановить даже США, которые безуспешно пытаются разделить в глазах международного сообщества понятия «Израиль» и «Нетаньяху».
Дело в том, что с одной стороны Вашингтону, вернее – администрации Дж. Байдена нужно смягчить возрастающее давление на союзный Израиль и остановить процесс полноценного признания Палестины. Но с другой стороны, в свете ожидающихся президентских выборов, демократы не хотят растратить многомиллионные голоса арабского и исламского электоратов, радикально настроенных против «произраильской» политики Байдена. Помимо того, действующая администрация не оставляет попыток достижения крайне необходимой для США геостратегической сделки – примирения Израиля и Саудовской Аравии. Вашингтон считает, что для того чтобы она состоялась необходимо признание Эр-Риадом суверенитета Израиля, который, в свою очередь, должен прекратить боевые действия в Газе, сесть за стол переговоров с палестинцами и найти с ними приемлемую формулу мира, вплоть до согласия на принцип «два государства», при условии, что Тель-Авив достигнет приемлемых для себя вариантов разграничения территорий.
Но именно Нетаньяху и его кабинет, сформированный из ультра-радикалов, являются главным препятствием в планах демократической партии США. По мнению колумниста Washington Post Дэвида Игнатиуса, Нетаньяху создает для стратегии Вашингтона колоссальные трудности, поскольку не собирается смягчить свою позицию по Газе и Палестине в целом. С одной стороны, на него давят ультранационалисты правительственной коалиции во главе с лидером партии «Оцма Йехудит» Итмаром Бен-Гвиром. С другой стороны, усиливает свой пресс Вашингтон, предупреждающий израильского премьера о необходимости определиться с планами по будущему Палестинского вопроса.
Проблема заключается и в том, что сам Нетаньяху пока не высказывается на тему собственного видения перспективы Палестинского вопроса даже после того как ЦАХАЛ ликвидирует последние очаги сопротивления в Рафахе. Неясно, что будет с Газой; что ожидает миллионы беженцев, покинувших ее; останется ли анклав под постоянной оккупацией израильских сил или его управление и безопасность будут переданы Палестинской администрации? И, наконец, неизвестно, какие гарантии собирается предложить израильское правительство мировому сообществу и союзниками в плане недопущения перетекания нового ближневосточного кризиса в фазу, предвещающую мировой войне. Нетаньяху хранит молчание, заявляя лишь, что задача Тель-Авива на данном этапе заключается в окончательном уничтожении очагов сопротивления в Газе. Данная тактика нервирует его союзников, поскольку мешает их попыткам диалога с арабским миром, иранской коалицией, исламским сообществом в целом и российско-китайским дуэтом. Своеобразным маркером раздражения западных союзников действиями Тель-Авива является брошенное в сердцах январское заявление еврокомиссара по иностранным делам М. Борреля по поводу отказа Б. Нетаньяху даже обсуждать идею «двух государств»: «…Каким должно быть решение? Изгнать палестинцев из Газы или убить их всех?». Европейское сообщество и союзный Вашингтон понимают, что Нетаньяху окончательно заводит кризис в тупик, выхода из которого не предвидится.
Впрочем, на Западе склонны считать, что непримиримая позиция правительства Нетаньяху не отражает общих настроений в израильском обществе, и что правящая коалиция все более радикализирует свои подходы, исходя из опасений потери власти и политического иммунитета. На стадии, когда кровопролитие в Газе достигло катастрофических масштабов, коалиция Нетаньяху оказалась на грани кризиса договороспособности. Вместе с тем, теоретически, попытки вывести ситуацию в поле конструктивных переговоров вызовут в самом Израиле острые вопросы как относительно легитимности начатых карательных действий против мирного населения Газы, так и формирования ситуации, создавшей предпосылки для достижения палестинского суверенитета. В подобных тупиковых условиях израильскому правительству не остается ничего, как все больше накручивать кризисную спираль.
По мнению специалиста по Ближнему Востоку Национального центра научных исследований Франции Стефани Лотт Абдалла, «Нетаньяху движим не решением конфликта, главный для него вопрос – это собственная политическая выживаемость». Именно в этом, как представляется, и кроется проблема обрушения международного иммунитета Израиля. Союзники еврейского государства из числа либерального Западного блока дают понять политическим элитам этой страны и обществу, что будут продолжать давление на Тель-Авив в контексте актуализации и расширения вопроса признания Палестины, покуда Нетаньяху будет продолжать действия по углублению политико-цивилизационного водораздела между Западом и Востоком и способствовать втягиванию альянса НАТО в кровопролитные конфликты в Передней Азии. Европа уже неприкрыто бойкотирует израильское поведение и готова зайти в своей инициативе настолько далеко, настолько будет нужно ради вывода Биньямина Нетаньяху из игры и «очищения» израильского политического поля для более умеренных и конструктивных сил. Судя по заявлению норвежского премьера Йонаса Гар Стере, признание Палестины Испанией, Ирландией и Норвегией – это не просто символический акт солидарности с арабской автономией, но и вполне конкретное требование реорганизации политической географии «на земле». Согласно Стере и его визави, демаркация территории между Израилем и Палестиной должна быть произведена на основе границ, существующих до 1967 г., с Иерусалимом в качестве столицы обоих государств. При этом, вплоть до заключения окончательной договоренности о границах, допускается обмен территориями. Это, по сути, беспрецедентное требование, адресатом которого является не сам Нетаньяху, а израильское общество, которому дают понять и осознать цену дальнейшего пребывания у власти ультра-радикалов. Последние же, как показывает действительность, не хотят отступать и принимают перевод игры в ва-банк.
Как стало известно 28.05.2024, в день признания независимости Палестины сразу тремя европейскими странами, израильские танки с боями прорвались к центру Рафаха. Помимо того, авиация ЦАХАЛ-а ударила авиабомбой по лагерю беженцев там же в Рафахе, в результате чего погибло не менее 50-и мирных жителей, включая детей. Лично Нетаньяху заявил, что это было «печальным техническим недочетом».
Едва ли случившееся можно считать обыкновенным совпадением.