Ближний Восток, Сопредельные страны

Турция – Ирак. закончится ли водный конфликт?

Арестакес С. Симаворян(1)(2)

Ни для кого не секрет, что вода является стратегическим ресурсом и проблемой, связанной с безопасностью государств. Красноречивым доказательством этого являются 1634 водных конфликта, произошедших в разных уголках мира с разных периодов истории до наших дней(3).

Проблема воды между Турцией и Ираком в основном вращается вокруг рек Тигр и Евфрат. Использование воды рек Евфрат и Тигр, берущих начало в Турции и протекающих через Ирак в Персидский залив, жизненно важно для обеих стран. Строительство Турцией плотин на этих реках стало предметом разногласий в межгосударственных отношениях, поскольку оно сократило приток воды в Ирак, особенно – в засушливые периоды. Эти проблемы начались после 1960-х годов, когда Турция начала строить плотину Кебан в рамках проекта «GAP». В ходе этого процесса были достигнуты переговоры и соглашения между Ираком, Турцией и Сирией, однако из-за фундаментального различия во мнениях сторон и других причин полное соглашение так и не было достигнуто.

Более того, параллельно с Турцией Сирия приступила к осуществлению своего плана по развитию гидроэнергетического и ирригационного потенциала, вскоре после чего между тремя странами возникла напряженность. В 1975 г. Ирак даже угрожал разбомбить сирийскую плотину Табка. Можно сказать, что отношения между Сирией и Турцией все еще остаются напряженными из-за вопроса раздела стока реки. В какой-то момент стороны хотели, чтобы три страны собрались вместе и подписали соглашение после принятия решения о равном распределении вод. Турция заявила, что Сирия и Ирак также имеют права на Евфрат и Тигр, но считает более важным рационально использовать воды и не допускать ее растраты. Поэтому Анкара сообщила, что не может подписать обязывающее соглашение с Сирией и Ираком по этому вопросу до полной реализации проекта «GAP», когда станет ясно, сколько воды потребуется для орошения в будущем.

Однако со временем турецкая сторона начала строить новые гидроэлектростанции, плотины и ирригационные системы, что, в частности, сократило водные ресурсы Ирака. Так, на реке Тигр построены плотина Илису и ГЭС, в рамках этого проекта в 2027 г. должно завершиться строительство меньшей плотины Джизре. Кстати, согласно исследованию, проведенному группой иракских ученых в прошлом году, прогнозируется, что эти и другие плотины окажут негативное влияние на социально-экономическое положение Ирака(4).

В 2018 г. турецкие власти заверили, что вода будет разделена с Ираком «равномерно, разумно и наиболее подходящим образом», а тогдашний министр водных ресурсов Ирака Хасан Аль-Джабани раскритиковал Анкару за «использование воды в качестве разменной монеты». По его словам, Ирак будет оставаться уязвимым до тех пор, пока не будет принято общее толкование международного водного права(5). С другой стороны, иракские чиновники утверждают, что из-за плотины Илису на реке Тигр водоснабжение страны сократилось на 34%, а из-за нехватки воды в Ираке даже случились песчаные бури.

В 2022 г. Министр водных ресурсов Махди Рашид аль-Хамдани отметил, что уровень реки Тигр по сравнению с 2021 г. снизилось на 60%. Вице-спикер иракского парламента Хаким аль-Замили даже пригрозил прекратить экономические отношения и торговый обмен с Турцией из-за падения уровня воды в реках Евфрат и Тигр(6).

Согласно комментарию президента Иракского центра политических исследований Ихсана аль-Шаммари: «Поскольку Турция избегает подписания водного соглашения в соответствии с международным правом, она всегда использовала водную карту против Ирака, чтобы помешать ему занять решительную позицию против Турции в других областях. У Ирака не так уж много альтернатив и нет сильной карты давления, которую можно было бы использовать против Турции. Эта ситуация сама по себе является проблемой. Таким образом, это ослабляет руку Ирака в то время, когда проблема с водой, которая оказывает на него большое давление, усугубляется»(7).

22 апреля 2024 г., после 13-летнего перерыва, президент Турции Эрдоган отправился с официальным визитом в Ирак. В повестку переговоров двух стран вошел широкий круг вопросов: региональная и международная безопасность, экономика, энергетика, торговля и т. д. Центр «АРВАК» ранее дал свой комментарий по поводу визита(8).

По итогам визита стало известно, что «между правительствами Республики Ирак и Турецкой Республики было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в водной сфере», согласно которому стороны должны совместно построить плотину, провести очистку сточных вод и создать ирригационные системы на территории Ирака. В общих чертах, согласно планам, вытекающим из соглашения, будет совместно построена плотина на реке Малый Заб, левом притоке Тигра, расположенном на границе двух стран. Одновременно планируется установить ирригационные станции, гидроэлектростанции и водоочистные сооружения для эффективного использования водных ресурсов(9).

После подписания соглашения, по некоторым оптимистическим оценкам, водный вопрос, который время от времени обострял отношения между двумя странами, можно считать окончательно разрешенным. Однако, учитывая, что Турция, имея договор как с Сирией, так и с Ираком, неоднократно нарушала свои обязательства, особенно по сбросу оговоренного количества воды в эти страны, то нельзя исключать, что по разным причинам Анкара может вновь задействовать тот же метод работы. По сути, эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока обе страны не возьмут на себя обязательства, вытекающие из международного соглашения о совместном использовании воды между сторонами, как это сделали многие другие страны. Поэтому для Анкары и Багдада «решение» проблем по-прежнему остается в сфере двусторонних отношений. И в этом случае в качестве средства, как и прежде, взаимные дискуссии и встречи, в рамках которых вопрос всегда ограничивался обещаниями Анкары спустить больше воды. Таким образом, маловероятно, что существование и соблюдение двусторонних соглашений, определяющих практику распределения и управления водой между двумя странами, может обеспечить более справедливое распределение водных ресурсов, особенно со стороны Анкары.

Что касается последнего межгосударственного соглашения, подписанного с Ираком, то оно предполагает не управления водными ресурсами Турции, а наоборот, совместные инвестиции, направленные на использование водных ресурсов в границах Ирака, а также  улучшение существующей инфраструктуры. Возможно, этим шагом Анкара пытается выпустить «накопившийся» гнев иракских властей по водным вопросам и добиться принятия инвестиционной политики, чтобы удержать Багдад от передачи этого вопроса в международные суды. Напомним, что в последние годы политическое руководство Ирака намекнуло, что вопрос может быть передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Water Conflict Chronology. https://www.worldwater.org/conflict/map/
  2. Haghighi A. T., Akbari M., Noori R., Mehr A. D., Gohari A., Sönmez M. E., Kløve B. (2023). The impact of Turkey’s water resources development on the flow regime of the Tigris River in Iraq.Journal of Hydrology: Regional Studies48, 101454.
  3. Erika Solomon. Why water is a growing faultline between Turkey and Iraq․ (04.07.2018). https://www.ft.com/content/82ca2e3c-6369-11e8-90c2-9563a0613e56
  4. Irak: Fırat ve Dicle’de su seviyesi düşmeyi sürdürürse Türkiye ve İran ile ilişkiler kesilebilir (09.06.2022). https://tr.euronews.com/2022/06/09/irak-f-rat-ve-dicle-de-su-seviyesi-dusmeyi-surdururse-turkiye-ve-iran-ile-iliskiler-kesile
  5. Irak-Türkiye su ilişkileri ve ertelenen vaatler. (28.12.2020). https://turkish.aawsat.com/home/article/2708206/irak-t%C3%BCrkiye-su-ili%C5%9Fkileri-ve-ertelenen-vaatler
  6. Türkiye-Irak arasında su sorunu nasıl çözülecek? (25.04.2024). https://anlatilaninotesi.com.tr/20240425/turkiye-irak-arasinda-su-sorunu-nasil-cozulecek-1083148983.html
  7. Эрдоган стремится упорядочить отношения с Ираком. Комментарий Центра АРВАК, 23.04.2024. https://tinyurl.com/4j25x2c9

(1) Востоковед, тюрколог. 2008-2019 гг. работал в научно-образовательном фонде «Нораванк» при правительстве РА руководителем Центра арменоведения, с 2014 по 2021 год научный сотрудник «Центра региональных исследований» Академии государственного управления РА. 2019-2021 гг. работал старшим экспертом отдела «Аналитической службы» «Центра связей с общественностью и информации» аппарата премьер-министра РА. 2021-2022 гг. Главный архивист отдела научно-исследовательских работ и международных связей Национального архива Армении. Он автор более 100 научных и аналитических статей и 12 коллективных монографий.

(2) Перевод с армянского. Оригинальная статья представлена в редакцию 30.04.2024 г.

(3) Water Conflict Chronology. https://www.worldwater.org/conflict/map/ (дата обращения: 28.04.2024).

(4) Haghighi A. T., Akbari M., Noori, R., Mehr A. D., Gohari A., Sönmez M. E., Kløve B. (2023). The impact of Turkey’s water resources development on the flow regime of the Tigris River in Iraq. Journal of Hydrology: Regional Studies48, 101454 (дата обращения: 28.04.2024).

(5) Erika Solomon. Why water is a growing faultline between Turkey and Iraq. (04.07.2018). https://www.ft.com/content/82ca2e3c-6369-11e8-90c2-9563a0613e56 (дата обращения: 28.04.2024).

(6) Irak: Fırat ve Dicle’de su seviyesi düşmeyi sürdürürse Türkiye ve İran ile ilişkiler kesilebilir (09.06.2022). https://tr.euronews.com/2022/06/09/irak-f-rat-ve-dicle-de-su-seviyesi-dusmeyi-surdu rurse-turkiye-ve-iran-ile-iliskiler-kesile  (дата обращения: 28.04.2024).

(7) Irak-Türkiye su ilişkileri ve ertelenen vaatler. (28.12.2020). https://turkish.aawsat.com/home/ article/2708206/irak-t%C3%BCrkiye-su-ili%C5%9Fkileri-ve-ertelenen-vaatler https://turkish.aawsat.com/home/article/2708206/irak-t%C3%BCrkiye-su-ili%C5%9Fkileri-ve-ertelenen-vaatler (дата обращения: 28.04.2024).

(8) Эрдоган стремится упорядочить отношения с Ираком. Комментарий Центра АРВАК, 23.04.2024. https://tinyurl.com/4j25x2c9 (дата обращения: 28.04.2024).

(9) Türkiye-Irak arasında su sorunu nasıl çözülecek? (25.04.2024). https://anlatilaninotesi.com.tr/20240425/turkiye-irak-arasinda-su-sorunu-nasil-cozulecek-1083148983.html (дата обращения: 28.04.2024).