МИД РФ: палатки от ЕС – угроза региональной безопасности
Комментарий Центра АРВАК, 09.08.2024
Как показывают последние события, у российского внешнеполитического ведомства наблюдается кризис аргументации своей позиции относительно попыток РА организовать свою систему безопасности без единоличной роли Москвы. В последнее время представители МИД РФ все чаще выступают с заявлениями относительно того, что Ереван своими стараниями приобрести оружие у западных стран «подрывает хрупкую безопасность в регионе и способствует новой эскалации конфликта с Азербайджаном». В частности, российские дипломаты ссылаются на договоренности Еревана с Парижем относительно поставок бронеавтомобилей Bastion, артиллерийских систем CAESAR, ПЗРК малой дальности Mistral, а также систем РЭБ. Перечисленные виды вооружения, а также их ограниченное количество явственно свидетельствуют о том, что сделки направлены на относительное укрепление оборонительного потенциала Армении, и едва ли могут серьезно воздействовать на соотношение сил и средств с учетом наступательных возможностей Азербайджана. Однако, как видно, во внешнеполитическом ведомстве РФ не замечают несостоятельность своей аргументации и, более того, доводят до абсурда критику в отношении оборонной политики Еревана с одной стороны и Запада – с другой.
В данном случае речь идет о палаточном лагере стоимостью в €10 млн, который Евросоюз собирается передать Армении. И этот «подарок» официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова расценила как «доказательство стремлений Запада начать новую войну в регионе». Тем самым, палаточный лагерь в интерпретации МИД РФ стал элементом опасной милитаризации РА.
Следует особо подчеркнуть, что обвинения в адрес Армении и Запада начали систематически звучать из внешнеполитического ведомства РФ после того, как разочаровавшийся в возможности получить российское оружие по ранее заключенным контрактам Ереван вынужден был искать альтернативы в Европе и Южной Азии. Еще 14.02.2023 директор Четвертого европейского департамента МИД РФ Юрий Пилипсон, комментируя стартовавшие оружейные переговоры между Арменией и Францией, заявил, что «Россия, в отличии от Запада, не продает другим странам оружие, чтобы стравливать народы в угоду своим целям».
Фраза российского дипломата послужила одной из причин для публикации в СМИ рядом западных экспертных центров материалов относительно «миролюбивой» российской оружейной политики применительно к армяно-азербайджанскому конфликту. В частности, Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) в своем докладе показал, что именно РФ наряду с Израилем и Турцией своими оружейными поставками в Азербайджан способствовала вспышке 44-дневной войны в Нагорном Карабахе и победным результатам Баку. Эти поставки включали в себя танки новейшего поколения, ударные вертолеты, реактивные системы залпового огня, ствольную артиллерию, широкий спектр боеприпасов и т. д. О масштабах этих контрактов свидетельствует сумма в $5 млрд, которую в 2018 г. азербайджанский президент Алиев озвучил лично.
Можно только предполагать, какие еще контракты были заключены между Москвой и Баку после 2018-го, вплоть до начала Второй Карабахской войны.
Что же касается отрезка времени после 44-дневной войны, то SIPRI не обладает достоверными данными, однако, не исключает, что тесное военно-техническое сотрудничество и оружейные сделки продолжали осуществляться. В частности, аналитический центр ссылается на «Декларацию о союзническом взаимодействии между РФ и АзР». Один из пунктов этого документа, подписанного сторонами 22.02.2022, свидетельствует о наличии широкого фронта взаимодействия между странами в сфере военно-технического сотрудничества. В частности, страны договорились рассмотреть возможность оказания друг другу военной помощи. Москва и Баку обязались активизировать шаги по созданию «сервисных центров технического обслуживания, ремонта, модернизации вооружений и военной техники, а также по организации совместного производства различных видов продукции военного назначения».
Тем самым, на фоне одной только этой информации из открытых источников заявление М. Захаровой выглядит по меньшей мере нелепо. Трудно согласиться с утверждением о том, что один единственный палаточный лагерь, относящийся к категории нелетальных средств армейского оснащения и предназначенный, в том числе, для нужд гражданской обороны, следует признать элементом «опасной милитаризации» региона. Формулировка споксвумен МИД РФ является далеко не лучшим примером российской дипломатической мысли, не нашедшей более разумных аргументов в оправдание своей непостижимой политики по отношению к союзнику.