Комментарий Центра АРВАК, 27.04.2024
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь ужесточает риторику в адрес Израиля и его руководства. 26.24.2024, выступая на проходящей в Стамбуле 5-ой конференции Межпарламентской иерусалимской платформы, турецкий лидер в максимально жесткой форме высказался про преступления «сионистского режима» в Газе, квалифицировал их как геноцид и уверил слушателей, что Анкара прекратила все торговые отношения с Израилем.
Также Эрдоган снабдил свою эмоциональную речь очередным выпадом против Нетаньяху, не изменив своей любимой манере прибегать к личностным оскорблениям оппонентов. «Эй, Нетаньяху, моя молитва такова: «О Аллах, прояви Свое имя Всемогущий и уничтожь этих сионистов, начиная с Нетаньяху». Даже если некоторые люди отступят, мы не свернем с пути [поддержки Палестины], потому что мы верим в Аллаха и Судный день».
Прежде всего приходится отметить, что так же как и ранее, не следует считать радикальную риторику Эрдогана в отношении происходящих в Газе событий созвучной с практическим поведением Турции. Эрдоган и прежде неоднократно заявлял, что Анкара прекратила все финансово-экономические операции с Израилем. Однако всего лишь месяц назад министерство торговли Турции опубликовало список товаров из около 40 наименований, которые запрещается экспортировать в Израиль. Это, однозначно, свидетельствует о том, что номенклатура товаров, не попавших в список, априори не подпадает под санкции турецкого государства. Кроме того, существует масса косвенных данных о том, что Анкара не брезгует практикой применения «серых схем» в торговле с Израилем, предполагающих продажу Тель-Авиву своих товаров через страны-посредники, а также реэкспорт чужой продукции в еврейское государство. В связи с этим примечателен тот факт, что в запретный список министерства торговли Турции было включено топливо (бензин, дизель), но не упоминается сырая нефть. Между тем, азербайджанская нефть по-прежнему закачивается в турецкие терминалы из трубы Баку–Тбилиси–Джейхан, а оттуда доставляется танкерами в израильские НПЗ. Формальная принадлежность данной нефти Азербайджану никак не оправдывает посреднические операции Турции. Напомним, речь идет о стратегическом сырье, позволяющем израильским танкам, бульдозерам и самолетам вести активные боевые действия в Газе.
Кроме того, антиизраильская риторика Эрдогана глубоко диссонирует с данными о том, что Анкара собирается разместить на севере Ирака купленные у РФ дивизионы противовоздушных систем С-400 «Триумф». По сведениям аналитиков, если эта информация достоверна, то нет никаких сомнений в том, что российские комплексы будут вести там дежурство с целью отслеживания и перехвата иранских баллистических ракет, запускаемых по Израилю.
Все эти данные в лишний раз свидетельствуют о том, что Эрдоган на «израильском треке» продолжает придерживаться следующей формулы действий: «Чем глубже практическое взаимодействие с Израилем, тем жестче «антисионистская риторика». Кроме того, есть еще и ряд других факторов, которыми обусловлен новый всплеск обвинений в адрес Израиля.
Прежде всего – это проигрышные для ПСР итоги промежуточных выборов в Турции. Эрдогановская партия растратила ощутимую часть своего консервативного электората – сегменты турецкого общества, тяготеющие к идее большей солидаризации с исламским миром на фоне фактической поддержки Западом палестинской бойни. В преддверии ожидаемого транзита власти Эрдогану крайне важно вернуть эту часть турецкого общества в орбиту своего политико-идеологического мировоззрения.
Другим фактором можно считать начавшийся процесс свертывания военно-политического присутствия США в Ираке и, частично, в Сирии. Именно с этими событиями связана активизация турецкой политики на иракском направлении и создание обширной политико-экономической платформы взаимодействия и сближения Анкары и Багдада. «Иракский портфель» Эрдогана обязывает его еще глубже радикализировать публичную позицию в отношении Тель-Авива, учитывая многосложную палитру политических сил, различных военизированных группировок и конфессиональных общин в этой арабской республике, относительная лояльность которых Анкаре во многом будет обусловлена степенью ее отношений к враждебному «сионистскому режиму».
В отличии от Ливии и Сирии, Турция на сей раз входит в одну из ключевых стран арабского мира не в качестве агрессора, а «друга», и ей необходимо продемонстрировать принципиальное неприятие американо-израильской политики на Ближнем Востоке. Возможно, одной из демонстративных акций в пользу арабских симпатий стала и отмена Эрдоганом планируемого визита в США 9 мая сего года. Эрдоган может себе позволить пока не встречаться с «хромой уткой» Байденом, дождаться американских выборов, и, в то же время, этим своим шагом показать свое, якобы, неприятие политики американо-израильского союза.