Ближний Восток

О планах Израиля силовым путем депортировать палестинцев из Газы

Aлександр A. Сваранц(1)(2)

1. Окончание войны в Секторе Газа для Израиля означает
разгром ХАМАС и депортацию палестинского населения

Правительство Биньямина Нетаньяху не считает войну с ХАМАС в Секторе Газа завершенной. Перемирие о прекращении огня от января 2025 г., все же, не стало предвестником достижения долгосрочного мира.

Во всякой войне конфликтующие стороны нередко идут на временное перемирие для решения локальных и тактических вопросов (связанных, например, с получением мирной передышки для пополнения арсенала, накопления и передислокации сил, решения более приоритетных военных и дипломатических задач, способствующих в конечном итоге достижению полной победы и т. д.).

Израиль использовал перемирие для сосредоточения своих сил на северном (ливанском) направлении и разгрома (уничтожения военной инфраструктуры и арсенала) «Хезболлы» (операция ЦАХАЛ «Стрелы Севера», продолжавшаяся с 1 октября по 27 ноября 2024 г.), а также улучшения своих позиций на восточном (сирийском) направлении (с декабря 2024 г., то есть с момента свержения режима Башара Асада, к которому израильтяне также приложили свои старания) с изменением акцента пропалестинских сил на другие вероятные театры военных действий.

В итоге, Иран понес значительные потери в Ливане и Сирии. Турция, которая постоянно поднимала градус антиизраильской риторики с инициативами решения Палестинского вопроса, оказалась втянута в сирийский кризис. Для Эрдогана сегодня сохранение марионеточного режима Ахмеда аш-Шараа в Дамаске гораздо актуальнее, нежели тема разрешения Палестинского вопроса с поддержкой ХАМАС.

На юге по-прежнему сохраняется угроза интересам Израиля (особенно торговому флоту), исходящая от проиранских группировок йеменских хуситов, которые периодически держат в напряжении Тель-Авив своими ракетными атаками, а также фактически перекрыли выход из Красного моря в Аденский залив, установив контроль над Баб-эль-Мандебским проливом. Последний ракетный удар хуситов по израильскому аэропорту Бен-Гурион тому пример.

Несмотря на то, что Израиль является одним из самых экономически и технологически развитых стран Ближнего Востока, а по ВВП занимает 29-е место в мире, тем не менее, в ситуации длительной войны военно-промышленный комплекс еврейского государства не может обеспечить свою армию достаточным количеством вооружения и боевой техники. Так, после начала агрессии ХАМАС с 7 октября 2023 г. по сентябрь 2024 г. США израсходовали на военную помощь Израилю почти $18 (17,9) млрд, что стало рекордной суммой за всю историю американо-израильского военно-технического сотрудничества.

Иными словами, война в Секторе Газа поглотила значительные ресурсы Израиля, поэтому для ведения «второго фронта» на ливанском или сирийском и йеменском направлениях Тель-Авиву нужна была передышка (перемирие) на юге страны. В противном случае «распыление сил» по всем направлениям боевых действий (война с ХАМАС в Секторе Газа, «Хезболлой» в Ливане и Сирии, не говоря уже о хуситах в Йемене) могло бы привести к тяжелым последствиям для самого Израиля.

К тому же, тактика «малых победоносных войн» всегда остается в обойме израильского Генштаба и служит интересам правящих кругов. Б. Нетаньяху понимал, что незавершенная война с ХАМАС, отсутствие полного освобождения израильских заложников из палестинского плена и проблемы безопасности собственного населения на севере страны вызывали протесты израильтян и негативно сказывались как на репутации премьер-министра, так и правящего блока «Ликуд» в Кнессете. Соответственно, военные успехи израильской армии в Ливане и последующая оккупация «зоны безопасности» Голанских высот в Сирии вслед за падением режима Б. Асада позволили Б. Нетаньяху и его партии восстановить пошатнувшийся рейтинг и получить 25 мест в парламенте.

С возвращением в Белый дом президента США Дональда Трампа Израиль рассчитывает не только увеличить американскую военную помощь, но и вовлечь Вашингтон в проведение совместной кампании против Тегерана под видом уничтожения иранского «ядерного досье» и разрешить кризис в израильско-турецких отношениях на территории Сирии. Соответственно, концентрация американского морского и воздушного флота в акватории Средиземного моря и Индийского океана может способствовать ликвидации угрозы хуситов в Йемене. Однако, поскольку Дональд Трамп имеет обыкновение сочетать популизм с прагматизмом, США пока нацелены на политическое урегулирование отношений с Ираном и Турцией посредством переговоров.

Так же Соединенные Штаты на данном этапе не заинтересованы в «горячей войне» Израиля с Ираном, а тем более с членом НАТО – Турцией. Тель-Авив переводит фронт противостояния с Тегераном в плоскость подрывной деятельности органов внешней разведки с целью провоцирования Исламской Республики на ответный удар для срыва переговоров с США. Косвенно об этом свидетельствуют недавно участившиеся акции диверсий (взрывов и пожаров) на территории Ирана (в частности, в портовом г. Бендер-Аббасе, пригороде Тегерана и Мешхеде).

В турецком же случае Израиль не признает режим аш-Шараа, продолжает тактику точечных военных ударов по военным объектам САР якобы в целях безопасности своей территории от непредсказуемых действий суннитских экстремистов, а также пытается обосновать свои агрессивные действия в Сирии соображениями защиты местных нацменьшинств (в частности, друзов) от тирании протурецкого режима.

В Йемене Тель-Авиву удалось убедить своего главного союзника в проведении ряда совместных массированных воздушных атак по объектам хуситов, что, по словам Д. Трампа, вынудило последних капитулировать перед американцами, хотя сами йеменцы это отрицают. В ответ же на ракетный удар по аэропорту Бен-Гурион, израильские ВВС по согласованию с США нанесли бомбовые удары по йеменской столице Сане (в частности, по аэропорту) и портовому городу Ходейда.

Между тем, Тель-Авив добился от президента США Д. Трампа публичной поддержки идеи массового переселения (фактически депортации двухмиллионного коренного населения) арабов из Сектора Газа с последующим превращением данной территории в некий центр мирового туризма под протекторатом США и с участием американского бизнеса в создании процветающего рая на земле Израиля.

В достигнутом перемирии с ХАМАС и прекращением огня Израиль оставил за собой право возобновить военные действия в Секторе Газа, если противоположная сторона не освободит всех израильских заложников, а ХАМАС «не прекратит провокации». Фактически, у Тель-Авива остаются формальные поводы возобновить военные действия в Секторе Газа.

Издание «Голос Турции» со ссылкой на израильские СМИ сообщает, что правительство Биньямина Нетаньяху одобрило план по расширению операции и полную оккупацию Сектора. При этом министр финансов Израиля Бецалель Смотрич заявил о необходимости оккупировать Сектор Газа, изгнав все население эксклава(3).

Таким образом, Израиль готовится к расширению наступления в Секторе Газа с целью ликвидации ХАМАС, освобождения своих заложников и депортации палестинцев из этой территории. Правительство одобрило соответствующую наземную операцию ЦАХАЛ, которая может начаться после завершения ближневосточного турне президента США Трампа во второй половине мая(4).

В этой связи в Израиле в последнее время увеличились требования общественности вернуть заложников из Сектора Газа, а армия пополняется десятками тысяч резервистов (пока речь идет о 60 тысячах). В случае проведения наступательной наземной операции Израиль под видом обеспечения безопасности попытается эвакуировать (а точнее вытеснить) гражданское население из Сектора Газа на границу с Египтом, закрыть доступ гуманитарной помощи в эксклав, выявить и осуществить массированные удары по инфраструктуре и командным пунктам боевиков и добить остатки ХАМАС.

Как отмечает член Палаты Представителей США Рашида Тлаиб, Израиль уже более двух месяцев осуществляет блокаду Сектора Газа, не пропускает гуманитарные грузы, пытается тем самым сломить волю палестинцев к сопротивлению и создать для себя благоприятные условия проведения военной операции(5).

Нынешняя ситуация в Секторе Газа армянам напоминает 2023 г. – 9-месячную транспортную блокаду Лачинского коридора в Нагорном Карабахе со стороны Азербайджана, которая имела место на глазах у всего международного сообщества (включая российских миротворцев и сопредседателей Минской группы ОБСЕ), и которая  стала подготовкой для последующей молниеносной силовой операции азербайджанских вооруженных сил по захвату всего Нагорного Карабаха с массовой депортацией 100-тысячного армянского населения. Может сложиться впечатление, будто сценарий составлялся в одном центре.

Что ожидает двухмиллионное арабское население Сектора Газа в ближайшее время? И куда им идти на юг, к границе Египта, когда сам Каир не желает принимать 2 млн палестинцев?

Неслучайно, спустя 12 лет Турция и Египет, возобновив партнерство, стали проводить совместные военные учения (например, по линии ВВС в Пакистане в октябре 2024 г. и подразделений спецназа в Анкаре в мае 2025 г.). Турция попытается не допустить массового перехода израильско-египетской границы палестинскими беженцами и старается предотвратить сам факт депортации мирного населения.

Правда, силами одних пограничников и спецназа такую гуманитарную катастрофу сложно решить. Турция лишь тогда способна будет остановить массовую депортацию палестинцев, когда ее армия и флот нанесут непоправимый удар по Израилю в качестве предупреждения.

Однако грозность Эрдогана не отрицает его осторожность. Турция вряд ли желает портить отношения с США из-за палестинских беженцев, ибо конфликт с Израилем гарантирует Анкаре негативные финансовые последствия со стороны мирового еврейского капитала и лоббирующих структур. Во всяком случае, в Сирии Турция рассчитывает достичь компромисса с Израилем при содействии США.

Израиль в результате войны с ХАМАС в Секторе Газа уничтожил не менее 50 тыс. палестинцев. И эти потери стали следствием боевых действий, инициированных самими палестинцами во главе с ХАМАС. Если же Тель-Авив настроен на полную оккупацию Сектора Газа с депортацией двухмиллионного палестинского населения с мотивацией ликвидации угрозы экстремизма и терроризма, то тотальное уничтожение такого количества людей (причем гражданских лиц) станет не просто позором еврейского государства, но и всего остального цивилизованного мира.

Израиль хорошо помнит свою трагическую историю Холокоста и кровавый Геноцид армян. Под видом эвакуации гражданского населения из зоны военных действий Израиль фактически совершит насильственную депортацию палестинцев. Мир забыл трагедию армянских беженцев в сирийских пустынях Дейр-эз-Зора в период Первой мировой войны. И сегодня мир показал равнодушие к депортации более 100 тыс. армян из Нагорного Карабаха.

В своей ставке в Оберзальцберге 22 августа 1939 г., то есть за неделю до нападения Германии на Польшу и начала Второй мировой войны, Гитлер, завершая свою речь перед командованием вермахта, отмечал, «кто сейчас помнит об уничтожении армян?»(6). Видимо, этого же мнения придерживается и Б. Нетаньяху в отношении палестинцев и будет утверждать, что он продолжительное время обращался к разным странам принять палестинских беженцев и дать им убежище (якобы, Израиль в отличие от Османской Турции продемонстрировал «гуманизм»). Не его вина, что те же страны Арабского Востока, Турция, Иран, Индонезия, Бразилия, Канада, Франция, Испания, Италия, Украина и прочие страны отвернулись от палестинцев).

2. Возможная международная реакция
на израильскую политику массовой депортации палестинцев

Идея израильских радикалов по организации депортации коренного населения из Сектора Газа не нашла широкой поддержки в международном сообществе. Ярыми противниками подобной перспективы решения Палестинского вопроса в Секторе Газа выступают Иран, Турция, страны Арабского Востока и другие представители исламского мира. Массовая этническая депортация в ХХI в. не нашла понимания и поддержки не только в исламском мире, но и у многих христианских стран (в частности, в России, Франции, Германии, Италии, Испании, Бразилии и т. д.) и международных организаций (включая ООН). Покойный Папа Римский Франциск также был противником депортации населения из Сектора Газа, что вызвало в Израиле критическую реакцию.

Некоторые источники даже попытались связать кончину Франциска с диверсионной акцией израильского «Моссад» (якобы, евреи отравили Папу Римского за его категоричность в отношении «плана Трампа» по депортации палестинцев из Сектора Газа). С учетом статуса Папы Римского, его мнение может расходиться со многими субъектами мирового сообщества. Что же делать армянам, если Ватикан потворствует азербайджанским фальсификациям и разрушениям в отношении христианской материальной культуры армянского Карабаха?

Между тем, нельзя сказать, что мировое сообщество демонстрирует решительность на пути недопущения изгнания автохтонного населения из Сектора Газа. Например, Египет опасается противиться плану президента США Трампа по депортации палестинцев. Аналогичной позиции придерживаются Бахрейн, Иордания и Катар.

Ни одно из названных государств Арабского Востока реально не желает принимать в массовом порядке палестинских беженцев исходя из экономических и внутриполитических соображений. В частности, эта вынужденная массовая миграция тяжело скажется на социально-экономическом обременении местных бюджетов, а появление критической массы способно подорвать доверие к самой власти. В то же время есть понимание, что исход палестинского населения из Сектора Газа приведет к окончательной израильской оккупации данной части Палестины.

Азербайджан, будучи стратегическим партнером Израиля, заинтересованным в продолжении израильских военных поставок и обязанным Тель-Авиву за помощь в 44-х дневной войне 2020 г. в Нагорном Карабахе, вряд ли станет «бунтовать» против политики депортации единоверцев из Газы и ограничится декларативным заявлением с призывом соблюдать нормы международного права. Баку, скорее всего, заинтересован получить от Тель-Авива и Вашингтона разрешения на участие в бизнес-проекте восстановления разрушенного Сектора Газа в послевоенный период.

Великобритания не станет повторять почерк Франции по осуждению Израиля за депортацию палестинцев, и вместе с США будет купировать антиизраильские совещания и резолюции на площадках международных организаций (прежде всего, ООН).

Россия и Китай, очевидно, ограничатся публичным осуждением политики депортации и призывом к диалогу, переговорам и политическим консультациям, могут потребовать созыва внеочередного заседания СБ ООН для принятия очередной резолюции. Но вряд ли от Москвы и Пекина следует ожидать более серьезных шагов против Израиля.

Возможно, в планах Израиля и США предусматривается массовая депортация палестинцев из Газы на территорию проигравшей Украины в статусе пока что трудовых мигрантов для восстановления разрушенного хозяйства. Да и в период военного конфликта Украину покинули почти 10 млн чел., как же Киеву компенсировать трудовые ресурсы? География Украины с подачи администрации миротворца Д. Трампа фигурировала в списке возможных стран «временного переселения» палестинцев из Газы.

Вряд ли можно представить, что вообще какая-либо страна начнет боевые действия против Израиля за операцию в Секторе Газа с последующим перемещением местных палестинцев. Иран сегодня не в состоянии в одиночку одолеть Израиль, пользующийся безоговорочной поддержкой США. Турция отличается больше всего «вербальными угрозами» в адрес Израиля и предупреждениями своих истребителей, но не перейдет «красные линии» из-за США.

Все это дает Израилю основание полагать, что дальше публичных отрицаний, заявлений, протестов и резолюций международное сообщество ничего не предпримет против еврейского государства. Соответственно, ликвидация ХАМАС в Секторе Газа с силовым выдавливанием гражданского населения может стать свершившимся фактом.

Таким образом, Израиль не отказывается от идеи этнической зачистки Сектора Газа. Мирный путь переселения не принимается палестинской стороной и большинством международного сообщества. В сложившихся условиях Тель-Авив делает ставку на военный метод решения вопроса.

История международных отношений показывает, что трагедию геноцида (депортации), которая является насильственной государственной политикой в отношении этнической (или религиозной) группы, можно предотвратить лишь применением адекватной силы. Если бы нацистская Германия не проиграла войну в мае 1945 г., то немцы никогда бы и не признали свою ответственность за Холокост евреев. Правда, и Османская Турция проиграла войну в 1918 г., но турки так и не признали Геноцид армян, поскольку «великие державы» придерживались противоречивых позиций в разрешении Армянского вопроса. Неслучайно израильский эксперт Аркадий Дубнов, комментируя трагедию армян в Карабахе, вновь напомнил, что поражение армянской стороны в 2020 и 2023 гг. стало следствием конфликта интересов ключевых мировых игроков.

(1) Доктор политических наук, кандидат юридических наук, профессор. Окончил исторический факультет Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского. Историк, политолог, эксперт по вопросам конфликтологии, политики и безопасности, предмет исследовательского интереса – туркология, иранистика, арменоведение (включая – Карабахскую проблематику), кавказоведение. Автор фундаментального научного исследования-монографии «Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе», а также сотен научных и аналитических статей в различных изданиях.

(2) Статья представлена в редакцию 08.05.2025 г.

(3) https://t.me/voice_of_turkey/11725 (дата обращения: 06.05.2025).

(4) https://t.me/voice_of_turkey/117254 (дата обращения: 06.05.2025).

(5) https://t.me/bagramyan26/77213 (дата обращения: 06.05.2025).

(6) https://military-history.fandom.com/wiki/The_Obersalzberg_Speech#cite_note-1 (дата обращения: 08.05.2025).