Азербайджан и турецко-израильский консенсус по САР

Комментарий Центра АРВАК, 16.04.2025
Турецко-израильские переговоры по сирийской проблематике, проведенные в Баку 09.04.2025, были ожидаемы, и поэтому распространяемая азербайджанскими СМИ информация о, якобы, принадлежности их инициативы И. Алиеву, утрирована. Однако не вызывает сомнения тот факт, что азербайджанские власти, зная о намечающейся встрече, сделали все, чтобы она состоялась не в ОАЭ, Бахрейне или Катаре, а именно в Баку. И. Алиеву было важно показать обеим сторонам, что он крайне заинтересован в разрешении турецко-израильских противоречий, а также получить возможность в рамках посреднической миссии сделать все от себя зависящее для установления взаимопонимания и доверия между сторонами. Азербайджану крайне невыгодно скатывание турецко-израильских разногласий в конфликт, который может иметь крайне негативные последствия для самого Баку.
И. Алиев понимает, что ситуация «на земле» в Сирии, в отличие от вербального противостояния между Р. Эрдоганом и Б. Нетаньяху по Газе, может быстро трансформироваться из взаимных угроз и выпадов в публичном пространстве в силовое столкновение между Анкарой и Тель-Авивом. Вопрос в том, что в Сирии стороны могут не суметь вовремя осуществить прагматичный маневр, поскольку с одной стороны речь идет о непосредственной угрозе границам Израиля, а с другой – авторитету и давним ревизионистским планам Турции по установлению своего господства на Ближнем Востоке. Конфликт же, может не ограничиться столкновением интересов исключительно в Сирии и затронуть всю повестку турецко-израильских отношений, превратив прежние точки взаимодействия во фронт противостояния. При таком сценарии Азербайджан, будучи до последнего времени площадкой успешного взаимодействия Анкары и Тель-Авива, окажется на линии разлома, что будет грозить ему разбалансированием позиций в регионе. Именно надежная опора в равной степени на Турцию и Израиль предоставили возможность Баку уравновесить давление России и Ирана, отрегулировать отношения с Западом, построить армию нового типа, обзавестись эффективным ВПК и, наконец, прибегнуть к силовому разрешению Карабахского конфликта без существенных негативных последствий для себя.
Сейчас же, при условии гипотетического конфликта между Турцией и Израилем, Баку может выпасть из зоны геополитического комфорта, оставшись без видимых перспектив дальнейшего развития своих успехов. Так, например, желание отторгнуть Сюник от Армении станет непреодолимой задачей без одновременной опоры Баку на Анкару и Тель-Авив. Азербайджан рассчитывает получить т. н. «Зангезурский коридор» во многом с расчетом на интересы Турции по установлению сухопутную связь между тюркским миром, и, одновременно, заинтересованность Израиля в купировании выхода Ирана в Европу через Южный Кавказ. То есть, для реализации идеи «коридора» потребуется консенсус и совокупные усилия всех 3-ех заинтересованных сторон. В случае же турецко-израильской эскалации консенсус исключен, как и тесное взаимодействие Анкары и Тель-Авива на азербайджанском треке. Поэтому у Баку есть все основания опасаться не только срыва своих дальнейших планов, но и угрозы потери уже достигнутой после «карабахской победы» диспозиции в регионе.
Следующая встреча турецкой и израильской делегаций должна состояться после христианской Пасхи, и следует ожидать, что Баку как сторона, наиболее заинтересованная в урегулировании противоречий Анкары и Тель-Авива, будет опять добиваться ее проведения на азербайджанской площадке.