Комментарии

О ряде тезисов из интервью И. Алиева

Комментарий Центра АРВАК, 17.01.2025

Агрессивные заявления в адрес РА, сделанные президентом АзР И. Алиевым в ходе интервью своим СМИ 07.01.2025, достаточно неожиданны. Мысли главы Азербайджана не вписываются в логику переговорного процесса, хотя и обладающего низкой динамикой, но самим своим наличием предполагающего поддержание атмосферы конструктивности и проявление сторонами дипломатической сдержанности. Между тем, И. Алиев назвал РА «фашистской страной», которую нужно «окончательно победить», и открыто пригрозил захватить т. н. «Зангезурский коридор» силой.

В ходе интервью им была подвергнута обструкции Франция за, якобы, «подчеркнуто антиазербайджанскую политику» и деструктивные инициативы на международной арене. Одновременно, Алиев сигнализировал Ирану о своем недовольстве риторикой некоторых духовных иерархов ИРИ, «повсеместно» критикующих Баку. И, наконец, им были озвучены антиизраильские месседжи. При этом, И. Алиев ни разу не упомянул слово «Израиль», но заявил о своей беспрекословной поддержке Палестины, принципа «двух государств» и солидарности АзР с «Организацией исламского сотрудничества» (ОИС) и «Лигой арабских государств» (ЛАГ), тем самым дав понять, что не приемлет позиции еврейского государства. Ильхам Алиев раскритиковал также и администрацию уходящего президента США Дж. Байдена за, якобы, «неконструктивные действия» в отношении Баку, особо подчеркнув, что ждет от Д. Трампа позитивных сигналов, которые могут послужить основой для будущего «американо-азербайджанского стратегического партнерства».

О России Алиевым не было сказано ни слова в негативном ключе, что, вероятно, обусловлено тем, что глава АзР уже успел подвергнуть ее жесткой критике в своих предыдущих заявлениях, связанных с крушением лайнера авиакомпании AZAL 25.12.2024.

Складывается впечатление, что азербайджанский лидер созвал пресс-конференцию с намерением донести до внешней и внутренней аудиторий несколько важных идей. Так, несмотря на зафиксированные за последние годы «эпохальные успехи» в восстановлении суверенитета, в государственном строительстве и экономике, Баку, оказывается, имеет массу проблем, главным образом связанных с «армянским реваншизмом» и недружественным поведением некоторых соседей и международных партнеров. Согласно Алиеву, армяно-азербайджанский конфликт еще далек от своего мирного разрешения, ряд западных стран продолжает «политику по эскалации на Южном Кавказе», а соседние Россия и Иран создают угрозу безопасности Баку, не считаясь с его интересами и авторитетом. При этом, во всех ответах Алиева красной нитью проходит мысль о том, что АзР руководствуется исключительно собственной повесткой и не собирается поддаваться давлению внешних игроков, стремящихся использовать Баку вопреки его национальным интересам.

В качестве единственной силой, с которой И. Алиев в ходе интервью выразил беспрекословное взаимопонимание, была названа Турция. По его словам, только к Турции Азербайджан питает полное доверие и разделяет все ее взгляды на международную повестку. А это означает, что только Анкаре будет дозволено участие в выработке дальнейшего поведения Баку в контексте региональных и глобальных геополитических процессов.

Откровения азербайджанского лидера наводят на вывод, что Баку, тем самым, демонстрирует попытку избавиться от ряда обязательств, некогда взятых на себя перед международными «партнерами» и «союзниками». Речь, в частности, идет о РФ и Израиле, отношения с которыми за последние годы углубились настолько, что они, очевидно, чреваты для Баку большими сложностями на фоне меняющейся геополитической конъюнктуры в мире. Данную версию подкрепляет и время, выбранное главой Азербайджана для своего резонансного интервью. Оно было назначено в преддверии трех значимых событий, способных кардинально изменить нынешнюю расстановку сил на международной арене, в связи с чем у Баку сократится пространство для маневра между главными акторами в регионе.

  1. Спустя несколько дней после алиевского интервью, 17.01.2025 в Москве должен был быть подписан договор между РФ и ИРИ о «стратегическом партнерстве», по сути нацеленный на тесное военно-политическое союзничество со всеми вытекающими из этого последствиями. В силу подписанного, по сути, союзнического договора с РФ от 22.02.2022, а также закрепленного рядом юридических соглашений участия в глобальном торгово-энергетическом проекте «Север–Юг», Азербайджан оказался перед угрозой быть окончательно втянутым в орбиту российско-иранского проекта по глобальному сопротивлению Западу, которое уже в ближайшем будущем может перерасти в военную конфронтацию. В данном контексте географическое расположение АзР, до недавнего времени считающееся одним из его ключевых преимуществ, делает его крайне уязвимым, если новый российско-иранский тандем из стратегических соображений решит установить более надежную сухопутную, морскую и воздушную связь между РФ и ИРИ.
  2. Вступающий 20.01.2025 в свою вторую каденцию Д. Трамп, вопреки устоявшемуся мнению, может взять на вооружение наработки администрации Дж. Байдена по Южному Кавказу и прибегнуть к еще более жесткому давлению на Баку с целью разрушения российско-иранской стратегии. Также высока вероятность попыток принуждения Баку со стороны Вашингтона и Тель-Авива к конфронтационной политике против Ирана, что чревато тяжелыми последствиями для Азербайджана.
  3. На Ближнем Востоке имеет место рост напряженности между традиционными союзниками Баку – Турцией и Израилем, – которая в ближайшей перспективе может перерасти в конфронтацию на территории Сирии с задействованием прокси сил. Последствия подобных сценариев могут быть опасными для Баку, построившего свой боевой потенциал на основе взаимодействия с двумя этими странами и продолжающего поддерживать сложный баланс отношений с РФ и ИРИ с опорой и на Анкару и Тель-Авив. Со вступлением турецко-израильских отношений в «горячую» фазу, Азербайджану придется сделать свой стратегический выбор в пользу наиболее близкой себе стороны. Самоустранение от конфликта союзников практически невозможно, если речь не идет о ситуации для Азербайджана, априори исключающей поддержку какой-либо из сторон. По-видимому, Азербайджан хочет создать именно подобную ситуацию, как предпосылку для дистанцирования от турецко-израильского конфликта и вовлечения в конфликт интересов Израиля и Турции.

И так, как показало рассматриваемое интервью, Баку, во-первых, хочет продемонстрировать, что у него нет «безоговорочных» союзников, к которым он может примкнуть в условиях, когда сам Азербайджан «сталкивается с экзистенциальными угрозами» в регионе и мире. Он показывает всем сторонам, что и с Россией, и с Ираном, и с Израилем, и с ЕС и США у Баку имеется багаж накопившихся противоречий и нерешенных вопросов, не позволяющих осуществить какой-либо радикальный выбор. По сути, это касается даже Турции, которая, вопреки алиевской риторике о безоговорочном совпадении интересов, пока не может добиться от Азербайджана крайне нужной ей сейчас развязки армяно-азербайджанского «мирного процесса».

Во-вторых, Алиев вновь реанимирует тему армяно-азербайджанской конфронтации предположительно для того, чтобы показать, что проблемы безопасности Азербайджана еще не исчерпаны. Его радикальная риторика об «армянском фашизме» и, якобы, набирающем обороты «армянском реваншизме», призвана показать, что АзР стоит «на пороге новой войны», и поэтому не может позволить себе быть втянутым в масштабные игры региональных и глобальных акторов. В данной логике умещается и затягивание переговорной повестки, что дает возможность Баку маневрировать между глобальными центрами, периодически ссылаясь на преждевременность окончательного выбора геополитического вектора в условиях практического пребывания Азербайджана на военном положении.

Анализ международной обстановки позволяет предположить, что у Баку, по крайней мере на данный момент, нет необходимого международного консенсуса для агрессии против территории Сюника, как это было в 2020-м и 2023-м в случае с Арцахской республикой. Однако можно ожидать, что в логике маневра по использованию армяно-азербайджанской проблемы для дистанцирования от требований союзников и партнеров, Баку вполне может инициировать боестолкновения локального характера на армянской границе. Это вполне ожидаемый вариант развития ситуации, который, с точки зрения Баку, позволит ему смешать планы Запада, РФ, Турции, Израиля и ИРИ и отстраниться от их возрастающего разнонаправленного давления на АзР.

В целом же, обзор месседжей и сигналов Ильхама Алиева в интервью от 07.01.2025 создает впечатление о том, что азербайджанский президент пребывает скорее в тревожном состоянии, нежели ощущает уверенность в себе, которую и пытался транслировать своей аудитории. Это вполне объяснимо, учитывая крайнюю сложность геополитической ситуации, в которой оказался Азербайджан вместе с другими соседними странами, включая Армению, свои проблемы которой, в силу объективных причин, не менее сложны.