«Послегюленовская» Турция: возможные развития
20 октября 2024 г. после продолжительной болезни в США скончался опальный проповедник Мухаммед Фетуллах Гюлен, заклятый враг нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Согласно экспертным заключениям, смерть Ф. Гюлена окажет влияние не только на внешнюю политику Турции, но и на общество и внешние связи. По утверждению ряда аналитиков, влияние Ф. Гюлена на турецкую политику было значительным. В качестве основателя «Гюленистского движения» (или движения «Хизмет»), он в свое время «ладил» с Р. Эрдоганом, до того известного «драматического» момента, когда они превратились во врагов.
Предыстория конфликта Эрдоган–Гюлен
Конфликт между Р. Эрдоганом и Ф. Гюленом обострился в 2013 году, когда турецкие правоохранительные органы начали расследование масштабного коррупционного дела, в котором были замешаны ближайшие соратники Р. Эрдогана(3). В ответ на это Эрдоган и члены АКП заявили, что расследование было проведено «гюленистской общиной», и обвинили Гюлена в создании «параллельного государства»(4), стремящегося захватить власть через суды и полицию. Эрдоган начал настоящую кампанию против движения «Хизмет» и его предполагаемых членов, включая сотрудников государственных учреждений, тогда как часть учреждений, связанных с Ф. Гюленом, была закрыта. Эти события ознаменовали начало их открытого противостояния.
15 июля 2016 г. в Турции произошла попытка государственного переворота. Небольшая группа военных попыталась захватить власть, предприняв шаги по штурму правительственных учреждений и аресту Эрдогана. Р. Эрдоган незамедлительно обвинил Фетуллаха Гюлена и его движение «Хизмет» в организации мятежа. Турецкие власти утверждали, что гюленисты проникли в государственные учреждения и использовали свое влияние для организации переворота, после чего правительство Р. Эрдогана приступило к методичному уничтожению сети организаций, считающихся гюленистскими. В результате, в государственных структурах и частном секторе были проведены массовые аресты и «чистки» симпатизирующих проповеднику и предполагаемых гюленистов. Около 200 тыс. человек потеряли работу или были осуждены за связи с Гюленом и его движением. Правительство Турции объявило движение «Хизмет» террористической организацией. Сам Гюлен, который в то время жил в США, категорически отрицал свою причастность к попытке переворота.
Турция неоднократно требовала от США экстрадировать Ф. Гюлена, утверждая, что он должен предстать перед «турецким правосудием» за организацию попытки переворота. Р. Эрдоган даже предупреждал администрацию Б. Обамы, что она должна «выбрать между Турцией и Гюленом»(5). США не выполнили эти требования, заявив, что Анкара не представила Министерству юстиции США достаточных доказательств, подтверждающих причастность Гюлена к организации попытки переворота.
Позже, когда Д. Трамп стал президентом США, Эрдоган снова поднял вопрос об экстрадиции. Вопрос приобрел новые оттенки, когда в ноябре 2016 г. турецкая полиция в Измире арестовала гражданина США, протестантского пастора Эндрю Брансона, обвинив его в сотрудничестве с Фетуллахом Гюленом. Хотя изначально Э. Брансон был арестован как «гюленист», позже его также обвинили в членстве в вооруженной группировке Рабочей партии Курдистана (PKK), что привело к обострению отношений с Вашингтоном. Президент Д. Трамп потребовал освободить протестантского священника, но Эрдоган публично заявил: «Если откажетесь от Гюлена, получите Брансона»(6).
В ответ Д. Трамп в социальных сетях написал, что разрушит экономику Турции. Этого сообщения вместе с несколькими санкциями было достаточно, чтобы за считанные дни оказать значительное давление на экономику Турции, вызвав финансовую нестабильность и резкое падение турецкой лиры. Несколько месяцев спустя, после санкций, Э. Брансон был освобожден и вернулся в США(7).
Ситуация с требованиями об экстрадиции Ф. Гюлена не изменилась и при администрации Дж. Байдена, которую Р. Эрдоган обвинял в укрывательстве Гюлена. В результате, проблема продолжала оставаться одним из чувствительных узлов в отношениях между двумя странами вплоть до смерти известного проповедника.
Возможные развития после смерти Ф. Гюлена
Оглядываясь на конфликт Р. Эрдогана и Ф. Гюлена, прежде всего можно сказать, что он оставил свой след в политике Турции, приведя к значительным структурным изменениям в судебных, военных и гражданских институтах. Р. Эрдоган использовал попытку переворота для централизации власти, ослабления оппозиции и усиления государственного контроля над гражданским обществом. Несмотря на смерть Ф. Гюлена, турецкое правительство вряд ли ослабит давление на созданное им движение, так как репрессии против гюленистов администрация Р. Эрдогана квалифицировала как «меры, необходимые для национальной безопасности». Поэтому маловероятно, что турецкое правительство освободит предполагаемых гюленистов или отзовет объявления в международный розыск сторонников и членов движения.
С другой стороны, нельзя исключать сценарий, при котором правительство может изменить текущий дискурс о национальных угрозах. Идея существования «параллельного государства» (о котором Эрдоган постоянно заявлял как об «угрозе от гюленистов») может постепенно угаснуть и быть подвергнута замене новыми. В конце концов, Реджеп Эрдоган за годы своего правления умело использовал разные поводы, связанные почти со всеми своими противниками, поэтому было бы наивно полагать, что не будут «обнаружены» новые враги. Это необходимо Р. Эрдогану, во-первых, для укрепления политической базы своей команды, а во-вторых, для объединения вокруг себя более широких кругов общественности.
Таким образом, даже без Гюлена популистские подходы нынешнего президента Турции продолжатся. Цель ясна: противостоять вызовам, угрожающим политике его команды (часто прикрываясь вымышленными угрозами), формировать и поддерживать единый общественный и политический фронт, используя для этого любые ситуации эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) характера.
И эти ситуации, независимо от их беспочвенности, могут быть объявлены правительством в качестве приоритетных угроз. Так, недавняя активизация «Курдского вопроса» и аресты оппозиционных мэров вписываются именно в эту логику.
Не следует забывать, что т. н. движение «Гюлена» на протяжении многих лет формировало международную сеть образовательных учреждений, СМИ, культурных центров и бизнес-компаний в Балканах, Европе, Центральной Азии, Африке и некоторых странах Ближнего Востока. Отметим также, что они стали неофициальной частью турецкой стратегии «мягкой силы».
До конфликта Р. Эрдогана и Ф. Гюлена турецкие дипломаты и чиновники АКП считали, что эта вышеуказанная сеть усиливает влияние Турции, особенно – в тюркоязычных странах. После неудачной попытки госпереворота правительство Р. Эрдогана приказало контролируемым им диаспоральным структурам начать противостояние с движением Фетуллаха Гюлена. Анкара даже потребовала от иностранных государств закрыть гюленистские школы и связанные с ними организации, а разыскиваемых лиц экстрадировать в Турцию. Однако европейская судебная система не нашла оснований для закрытия законно созданных «гюленистских очагов» как и для экстрадиции лиц, являющихся гражданами других стран(8).
Тем не менее, в некоторых мусульманских государствах, таких как Косово, Малайзия, Пакистан, тюркоязычные государства и другие страны, учебные заведения, принадлежащие «гюленистской сети», были закрыты под давлением Анкары, а турецкие учителя высланы. С целью уменьшения за границей влияния проповедника, проживавшего в США, вместо школ Ф. Гюлена или в качестве их альтернативы были созданы образовательные учреждения, спонсируемые турецким государством и управляемые турецким фондом «Маариф», созданным в июне 2016 г. в Стамбуле. Фонд контролируется лично Р. Эрдоганом и считается его «троянским конем»(9).
Что касается гюленистских организаций, действующих за рубежом (в Турции они были повсеместно закрыты), то после смерти лидера движения они могут претерпеть значительные изменения как в структуре, так и деятельности и влиянии. Многое будет зависеть от того, кто возглавит это движение. Хотя в настоящее время у опального проповедника нет явного наследника, обладающего таким же влиянием и авторитетом, как и сам Гюлен, тем не менее, циркулируют имена нескольких возможных кандидатов. По словам колумниста турецкой газеты Sabah Абдуррахмана Шимшека, наследником Гюлена может быть выбран теолог Суат Йылдырым. Известно, что он был самым близким к Гюлену лицом и самым осведомленным о его организациях еще с 1960-х гг. По другим источникам, руководитель гюленистского филиала в США Мустафа Озджан (контролирующий финансово-экономические ресурсы организации) также рассматривается в качестве преемника Ф. Гюлена(10).
Помимо данных лиц, упоминается также имя руководителя гюленистских организаций в Германии, исламского проповедника и писателя Абдуллаха Аймаза. И, тем не менее, на данный момент имеет место кризис лидерства, и по многим вопросам также существуют внутренние разногласия, особенно между М. Озджаном и А. Аймазом и поддерживающими их фракциями, в результате чего «империя», созданная Ф. Гюленом, может расколоться.
Внутри гюленистской общины существует и третья влиятельная группа (членами которой считаются бывший журналист турецкой газеты Zaman Ахмет Дёнмез, племянник Фетуллаха Гюлена Эбуселеме Гюлен и их сторонники), которая требует очистить организацию от «элементов переворота». Однако «отсутствие финансово-экономических ресурсов затрудняет эффективную деятельность этой группы»(11).
Таким образом, если движению не удастся найти сильного преемника, то оно может постепенно ослабнуть, став децентрализованной и распавшейся на региональные или более мелкие местные группы организацией. Конечно, эта децентрализация повлияет на общую сплоченность последователей Гюлена, но, с другой стороны, усложнит их целенаправленное преследование со стороны турецкого правительства. В этом случае нельзя исключать, что некоторые члены организации продолжат следовать стратегии Ф. Гюлена, в то время как другие могут пытаться продвигать собственные повестки. Не исключено, что некоторые последователи даже могут покинуть ряды общины, пытаясь избавиться от ярлыка «члена антигосударственного движения», а также избежать правительственного давления в разных странах.
Сохранится ли уровень идеологического противодействия членов движения Р. Эрдогану, даже если оно больше не будет иметь такого политического значения, как раньше, трудно сказать. Однако, независимо от этого, тень Фетуллаха Гюлена еще долго будет преследовать лично Реджепа Тайипа Эрдогана и его авторитарную администрацию. Поэтому пока рано говорить, что смерть Гюлена ознаменует конец противостояния.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
- Alican Uludağ․ Fethullah Gülen’in ardından öne çıkan iki isim kim? (21.10.2024). https://www.dw.com/tr/fethullah-g%C3%BClenin-ard%C4%B1ndan-%C3%B6ne-%C3%A7%C4%B1kan-iki-isim-kim/a-70557603
- Abdullah Bozkurt․ Turkey’s Maarif Foundation: Erdoğan’s Trojan horse․ (05.09.2017). https://stockholmcf.org/commentary-turkeys-maarif-foundation-erdogans-trojan-horse/
- Laurel Wamsley․S. Pastor Goes on Trial in Turkey, Further Straining Relations․ (16.04.2018). https://www.npr.org/sections/thetwo-way/2018/04/16/602830721/u-s-pastor-goes-on-trial-in-turkey-further-straining-relations
- Mahmut Hamsici․ 10 soruda: 17-25 Aralık operasyonları․ (16.12.2014). https://www.bbc.com/turkce/haberler/2014/12/1412121725aralikoperasyonuneleroldu10soruda
- Serkan Demirtaş․ MGK: Paralel yapı ulusal güvenliğe tehdit․ (26.02.2014). https://web.archive.org/web/20140310041926/http://www.bbc.co.uk/turkce/haberler/2014/02/140226mgkkararianaliz.shtml
- Simavoryan A. (2020). The Controversy of Ankara-Washington under Trump. https://orbeli.am/en/post/483/2020-06-29/The+Controversy+of+Ankara-Washington+under+Trump
- Turkey requests extradition of Fethullah Gülen but not for coup attempt, says US․ (24.08.2016). https://www.theguardian.com/world/2016/aug/23/turkey-fethullah-gulen-extradition-request-joe-biden-ergodan
- FETÖ’nün yeni elebaşı Suat Yıldırım mı olacak? Abdurrahman Şimşek açıkladı: «Örgüt dağılabilir»․ (21.10.2024). https://www.sabah.com.tr/video/haber/fetonun-yeni-elebasi-suat-yildirim-mi-olacak-abdurrahman-simsek-acikladi-orgut-dagilabilir-video
- Սիմավորյան, Ա., Հովյան, Վ., Վերանյան, Կ. (2017). Իսրայելի, Իրանի, Թուրքիայի, Ադրբեջանի քաղաքականությունը սփյուռքի նկատմամբ, Նորավանք ԳԿՀ, էջ 206։
(1) Востоковед, тюрколог. 2008-2019 гг. работал в научно-образовательном фонде «Нораванк» при правительстве РА руководителем Центра арменоведения, с 2014 по 2021 год научный сотрудник «Центра региональных исследований» Академии государственного управления РА. 2019-2021 гг. работал старшим экспертом отдела «Аналитической службы» «Центра связей с общественностью и информации» аппарата премьер-министра РА. 2021-2022 гг. Главный архивист отдела научно-исследовательских работ и международных связей Национального архива Армении. Он автор более 100 научных и аналитических статей и 12 коллективных монографий.
(2) Перевод с армянского. Оригинальная статья представлена в редакцию 11.11.2024 г.
(3) Mahmut Hamsici․ 10 soruda: 17-25 Aralık operasyonları․ (16.12.2014). https://www.bbc.com/turkce/haberler/2014/12/1412121725aralikoperasyonuneleroldu10soruda (дата обращения: 01.11.2024).
(4) Serkan Demirtaş․ MGK: Paralel yapı ulusal güvenliğe tehdit․ (26.02.2014). https://web.archive.org/web/20140310041926/http://www.bbc.co.uk/turkce/haberler/2014/02/140226_mgkkarari_analiz.shtml (дата обращения: 01.11.2024).
(5) Turkey requests extradition of Fethullah Gülen but not for coup attempt, says US․ (24.08.2016), https://www.theguardian.com/world/2016/aug/23/turkey-fethullah-gulen-extradition-request-joe-biden-ergodan (дата обращения: 01.11.2024)
(6) Laurel Wamsley․ U.S. Pastor Goes on Trial in Turkey, Further Straining Relations․ (16.04.2018), https://www.npr.org/sections/thetwo-way/2018/04/16/602830721/u-s-pastor-goes-on-trial-in-turkey-further-straining-relations (дата обращения: 06.11.2024).
(7) Arestakes Simavoryan. (29.06.2020), The Controversy of Ankara-Washington under Trump. https://orbeli.am/en/post/483/2020-06-29/The+Controversy+of+Ankara-Washington+under+Trump (дата обращения: 06.11.2024).
(8) Симаворян А., Овян В., Веранян К. (2017). Политика Израиля, Ирана, Турции, Азербайджана в отношении диаспоры (на арм), Нораванк ГХ, стр. 206։
(9) Abdullah Bozkurt․ Turkey’s Maarif Foundation: Erdoğan’s Trojan horse․ (05.09.2017), https://stockholmcf.org/commentary-turkeys-maarif-foundation-erdogans-trojan-horse/ (дата обращения: 06.11.2024).
(10) FETÖ’nün yeni elebaşı Suat Yıldırım mı olacak? Abdurrahman Şimşek açıkladı: «Örgüt dağılabilir»․ (21.10.2024), https://www.sabah.com.tr/video/haber/fetonun-yeni-elebasi-suat-yildirim-mi-olacak-abdurrahman-simsek-acikladi-orgut-dagilabilir-video (дата обращения: 08.11.2024).
(11) Alican Uludağ․ Fethullah Gülen’in ardından öne çıkan iki isim kim? (21.10.2024), https://www.dw.com/tr/fethullah-g%C3%BClenin-ard%C4%B1ndan-%C3%B6ne-%C3%A7%C4%B1kan-iki-isim-kim/a-70557603 (дата обращения: 08.11.2024).