Комментарий Центра АРВАК, 02.07.2024
26.06.2024 стало известно, что глава оборонного ведомства США Ллойд Остин высказал обеспокоенность в связи с взрывоопасной ситуацией на ливано-израильской границе. По данным агентства Bloomberg, Остин заявил, что «провокации «Хезболлы» грозят втянуть израильский и ливанские народы в войну, которую они не хотят, и такая война станет катастрофой для Ливана и будет губительной для невинных израильских и ливанских мирных жителей». Шеф Пентагона подчеркнул, что полномасштабные боевые действия между Израилем и «Хезболлой» могут легко превратиться в региональную войну с «ужасными последствиями» для Ближнего Востока.
Ранее, 24.06.2024 председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Чарльз Браун высказал мысль о том, что США будут не в состоянии помочь Израилю в случае полномасштабного военного конфликта с ливанским шиитским движениям «Хезболла». По сведениям Аssociated Press, генерал Браун высказал убеждение в том, что Иран непременно придет на помощь «Хезболлы», а это «может спровоцировать более масштабный конфликт, потенциально ставящий под угрозу силы США в регионе».
Между тем, о том, что «Хезболла» настроена решительно, заявил еще 19.06.2024 лидер движения шейх Хасан Насралла, по утверждению которого, в случае начала полномасштабной войны между Израилем и ливанскими шиитами «на всей израильской территории не останется безопасных мест, где можно будет избежать ракетных ударов».
Таким образом, риторика израильских и шиитских политических лидеров, в сочетании с наблюдаемыми у обеих сторон действиями по скапливанию у ливано-израильской границы сил и средств, можно характеризовать фразой «без пяти минут война». Очевидно, на данный момент единственным фактором, который сдерживает стороны от широкомасштабных столкновений, являются президентские выборы в Иране, точнее же, их второй тур. Возможно, что у Вашингтона и Тель-Авива есть определенные ожидания в связи с кандидатурой «реформатора» Масуда Пезешкиана. Однако вопрос не в том, что в случае победы Пезешкиана Тегеран будет вынужден в соответствии с программой этого деятеля умерить агрессивную политику Ирана в отношении Израиля. Маловероятно, что Пезешкиан будет в состоянии, причем за весьма короткий срок, в статусе второго лица в системе государственной власти сменить жесткий внешнеполитический курс страны по радикализации антизападного и антиизраильского вектора, поддерживаемый Рахбаром, КСИР и их консервативной политической платформой. Вопрос в том, что результаты выборов при любом их раскладе могут дестабилизировать внутриполитическую обстановку в ИРИ, что откроет Западу и Израилю окно возможностей для раскачки ситуации в Иране посредством столкновения электоральных масс, состоящих из сторонников реформ, консерваторов–исламоцентристов и приверженцев национал–сепаратизма. В этом случае «ливанский фронт» лишится сильной поддержки в лице Тегерана, и силам «Хезболлы» придется уповать только на себя. Ограниченная помощь слабого сирийского правительства, разрозненных шиитских группировок в Ираке и хуситов Йемена будет недостаточной для сдерживания израильской военной машины, поддерживаемой США.
Между тем, в случае вмешательства Ирана ожидаемый конфликт на ливано-израильской границе имеет все шансы перерасти в широкомасштабную региональную войну, грозящую США большими проблемами. Вашингтону либо придется прибегнуть к новому широкомасштабному вторжению в Ирак и Сирию, либо задуматься об эвакуации своих многочисленных, но слабозащищенных и лишенных безопасной логистики военных баз и объектов в этих странах, что также будет сопряжено с чувствительными потерями в военном, политическом и имиджевом плане. Судя по всему, первый сценарий маловероятен ввиду предвыборной неопределенности в самих США, а также в силу отсутствия у американской стороны необходимых ресурсов для столь масштабной кампании.
Возможно, именно поэтому американский генералитет и руководство Пентагона предупреждают, главным образом – Тель-Авив и Белый дом, об ограниченности своих возможностей в поддержке Израиля на случай, если ситуация выйдет из под контроля и будет грозить затронуть более обширную географию, чем, собственно, ливано-израильская граница.