Комментарий Центра АРВАК, 26.12.2023
18 декабря в Ереване состоялись двусторонние армяно–греческие и армяно–кипрские, а также трехсторонние оборонные консультации Армения – Греция – Кипр. Согласно релизу МО Армении, во время консультаций были обсуждены результаты официальных визитов министра обороны РА Сурена Папикяна в Грецию и на Кипр, ход двустороннего и трехстороннего сотрудничества, а также вопросы региональной и международной безопасности. По результатам консультаций стороны подписали программы военного сотрудничества Армения – Греция, Армения – Кипр и Армения – Греция – Кипр на 2024 г., которые включают несколько десятков мероприятий в сферах, представляющих взаимный интерес. В консультациях с греческой стороны приняла участие делегация во главе с начальником Управления международных отношений Генштаба Национальной обороны Греции бригадным генералом Василесом Ямисом, а с кипрской стороны – делегация во главе с начальником Управления международного сотрудничества Генштаба Национальной гвардии Кипра полковником Алквиадисом Алквиадисом. Армянскую сторону представляла переговорная команда во главе с начальником Главного управления оборонной политики и международного сотрудничества МО РА Левоном Айвазяном.
Ранее, 14 декабря во время своего визита в Грецию министр обороны Армении Сурен Папикян провел переговоры и подписал со своим греческим коллегой Никосом Дендиасом соглашение о военно—техническом сотрудничестве. Согласно греческим и армянским СМИ, в ходе встречи министрами был отмечен большой потенциал развития оборонного взаимодействия, достигнута договоренность развивать сотрудничество с новой энергией, включая военно–техническое направление, обмен опытом, образовательную, учебно–тренировочную, тактическую подготовку и другие направления. О подписании соглашения в своем блоге в соцсети Х написал и сам греческий министр Дендиас. По его словам, взаимодействие с Ереваном в оборонной сфере является приоритетным направлением для греческого правительства.
Исходя из объективных причин, стороны стараются избегать нежелательных утечек в публичное информационное поле, однако, судя по активности контактов и визитов, можно предположить, что оборонное взаимодействие Армении, Греции и Кипра приобретает системный и, даже, институциональный характер.
Причины лежат на поверхности.
Главной угрозой безопасности трех стран по прежнему является Турция, а в случае с Арменией экзистенциальную угрозу для нее представляет еще и сателлит Турции – Азербайджан. Сложившаяся геополитическая ситуация естественным образом обязывает все названные стороны предпринять меры по сближению и тесному взаимодействию в области военной безопасности и политического взаимодействия, с целью обоюдного сдерживания агрессивных устремлений «тюркского тандема».
В частности, в стратегическом плане, обоим греческим государством важно укрепление армянской обороноспособности и суверенитета, с перспективой создания для Анкары условий, обзывающих ее рассеять внимание по возможности большему периметру своих границ и не допустить концентрации всех ее сил и устремлений на греческом и кипрском направлениях. В тактическом плане для Афин и Никосии работа с Арменией может быть весьма привлекательной по целому ряду сфер, в том числе – глубокое изучение опыта боевых действий Армянской армии против турецко–азербайджанского тандема и применяемых им новых военно–тактических и технологических приемов на поле боя и в воздухе.
Со своей стороны Армения крайне нуждается в глубоком взаимодействии с Грецией и Кипром, особенно на фоне заметного охлаждения отношений со своим главным номинальным военно-политическим союзником – Россией, фактического демонтажа системы глобальной безопасности и обрушения прежнего баланса сил на Южном Кавказе.
Для Армении Греция в тесной связке с Кипром представляет из себя образец успешного развития вооруженных сил и беспрецедентного укрепления обороноспособности, способствовавших усмирению агрессивности кратно превосходящего по численности врага. Начатые еще в 2000-ых интенсивные преобразования в греческой армии и реформы по ее модернизации способствовали тому, что на сегодняшний день авиационный парк Афин и его ВМФ практически не уступают по количеству боевых единиц турецкой стороне, а в плане технологических новинок имеют полное и безоговорочное превосходство. Хотя сухопутные силы Греции по количеству личного состава намного уступают турецкой армии, они, тем не менее, имеют на вооружении самую современную бронетехнику и артсистемы натовского производства. Греческие войска, спецназ и штурмовые подразделения, учитывая географию и рельеф страны, проходят подготовку по принципу и в формате универсальной боеспособности на суше и на море. Греция ведет активное военное союзническое взаимодействие со средиземноморскими странами, с Израилем и, в частности, с Францией, как в натовском, так и двусторонних форматах.
Кроме того, Греция тесно взаимодействует с США, и за последние годы добилась того, что центр военного присутствия Вашингтона в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке сместился из той же Турции в Южные Балканы. На данный момент именно на греческих островах размещаются американские авиационные и морские базы, осуществляющие контроль безопасности интересов Вашингтона в указанных обширных регионах.
Таким образом, Греция и Кипр по всем параметрам военно-оборонной области представляют для Армении приоритетное направление и необъятное поле для соответствующей работы, начиная от попыток наладить прямой плодотворный контакт с натовским блоком и кончая учебно-образовательным программами для офицерского состава и профильных военных специалистов. О конкретных договоренностях и уже проводимых совместных программах можно только догадываться. Публикуемая информация на сей счет крайне скудна и, как представляется, пока еще не в интересах РА ее разглашать.