Комментарий Центра АРВАК, 08.02.2024
События, разворачивающиеся вокруг российско-турецких отношений, могут свидетельствовать о том, что Анкара, фигурально говоря, «пакует чемоданы» после не столь уж длительного, но бурного «политико-экономического романа» с Москвой. Представители протурецких аналитических кругов в РФ ожидаемо станут отрицать этот факт, однако позже, признав его наличие, будут настаивать на том, что разрыв состоялся в силу объективных причин и что главное, прошел «мягко» не сопровождался скандалом. Однако суть от этого не поменяется.
Похоже, Анкара получила уже все, что могла получить от «интрижки» с Москвой и сочла, что ей пора в родные пенаты – в натовскую семью.
Начиная с декабря 2023 г., когда президент США Дж. Байден подписал указ о вторичных санкциях против зарубежных компаний, турецкие банки под нажимом Минфина США один за другим начали приостанавливать обработку платежей российских компаний и разрывать операции с российскими банками. Причем, если в самом начале в Турции закрывались счета только тех российских компаний и банков, которые подозревались в причастности тем или иным образом к военным действиям РФ на Украине, то с начала февраля 2024 г. процесс охватил уже всех российских юрлиц, представленных в Турции. Кроме того, существуют еще и проблемы с работой в Турции российской платежной системы «Мир», которые начались еще весной 2022-го и продолжаются до сих пор.
Тем самым, Анкара, хочет того или нет, наносит непоправимый удар по российскому финансово-экономическому сектору, пользовавшегося банковской системой Турции как «отдушиной» для осуществления своих финансовых операций с внешним миром.
Однако на этом проблемы ухудшения финансово-экономических отношений между Турцией и РФ не заканчиваются: крупные турецкие компании также начали сворачивать свой бизнес в России. Так 2 февраля 2024 г. стало известно об очередном таком случае, когда турецкий строительный подрядчик Ronesans Holding объявил об уходе с российского рынка, где он входил в десятку крупнейших подрядчиков нефтегазового сектора. Эта компания утвердилась в России еще в 1993 г. и впоследствии существенно расширила свои бизнес-интересы в Европе и Азии во многом благодаря заработанному в РФ капиталу. Теперь же Ronesans Holding более не интересуется подрядами в России, а стремиться активизировать свою работу как в Европе, так и в Средней Азии (Казахстан и Туркменистан), что также дает пищу для определенных размышлений.
Официальная Москва пока публично не реагирует на эти новости, хотя происходящее не может не вызывать у нее серьезной озабоченности. Можно предположить, что в ходе запланированного визита в Турцию президент РФВ. Путин поделится с турецким коллегой своей обеспокоенностью по указанным вопросам, а последний попытается «выторговать» очередные уступки со стороны Москвы, обещая рассмотреть указанные проблемы. Однако в стратегическом плане действия Турции едва ли претерпят видимый крен в сторону улучшения российско-турецкого финансово-экономического климата.
«Тесное» взаимодействие Анкары с Москвой в российском публичном пространстве традиционно преподносилось как гарант смягчения последствий введенных против России западных санкций, Турция же позиционировала себя страной, собственнолично определяющей свою «независимую» финансово- экономическую политику в отношении России. Однако, как видно, даже в краткосрочной перспективе эти отношения не в состоянии выдержать «экзамена» бурными процессами, развернутыми главными центрами силы за геополитическую и геоэкономическую гегемонию в регионе и мире. Поэтому поведение Турции было вполне ожидаемым.