28.02.2024 на заседании Милли меджлиса АзР председатель парламентского комитета по природным ресурсам, энергетике и экологии Садиг Гурбанов заявил, что большая часть вод, поступающих в Азербайджан через реку Кура, загрязняется Грузией и Арменией(3).
Со слов Гурбанова, 62% общих водных ресурсов Южного Кавказа приходится на Грузию, 28% – на Армению и только 10% – на Азербайджан. «Река Кура является основным источником питьевой воды для населения Азербайджана”, – заявил парламентарий и посетовал, что эти воды постоянно загрязняются соседями. Также Гурбанов подчеркнул, что, согласно прогнозам, к 2040 году водность всех азербайджанских рек снизится на 15–25%. Согласно ему, проблема сохранения водно-экологического баланса на Южном Кавказе осложнена тем, что Грузия и Армения до сих пор не присоединились к Международной конвенции по защите окружающей среды.
Заявления Гурбанова и, в целом, обсуждения в Милли меджлисе на тему экологического «беспредела» соседей едва ли случайны. В связи с этим стоит вспомнить недавнюю инициативу азербайджанского правительства по составлению карты ископаемых месторождений Армении, якобы для определения и оценки степени загрязнения отходами армянской горнорудной промышленности рек и ручьев, стекающих в Азербайджан и наносящих непоправимый ущерб его экологии(4). Согласно председателю Общественного объединения картографов Азербайджана Мугабилю Байрамову, названная карта будет полностью составлена в канун 29-й сессии Конференции сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (СОР-29) и роздана в брошюрах всем ее делегатам от стран-участниц.
Тем самым, складывается ощущение, что Баку начинает продуманную пропагандистскую кампанию с прицелом на создание обширного досье «экологических нарушений» Грузии и Армении, для предъявления им претензий в ближайшем будущем. Подобные инициативы по выявлению «халатного» и даже «преступного» отношения соседей к окружающей природной и климатической среде региона будут со временем только множиться и, в итоге, собранные в «увесистую папку», будут предъявлены на 29-й экологической Ассамблее ООН, которая пройдет в Баку. Речь идет о мероприятии, право на проведение которого в начале декабря 2023-го Азербайджан выбил у Армении шантажом и предложением освободить из плена 32 армянских военнослужащих(5). Баку намерен на ассамблее СОР-29 предстать в образе жертвы экологического «беспредела» и бесконтрольного использования жизненно важных природных ресурсов со стороны соседних с нею Грузии и Армении, и, вместе с тем, в роли главного приверженца борьбы за восстановление нарушенного баланса региональной биосферы. И это при том, что на самом деле, согласно объективным данным, именно Азербайджан является неоспоримым лидером в области промышленного и бытового загрязнения региона, отравления его геологического, водного и атмосферного сегментов. О том, как режим И. Алиева совместно с международным синдикатом золотопромышленников посредством коррупционных схем нещадно эксплуатирует недра Азербайджана без каких-либо мер по экологизации этой сферы, и где в экологическом рейтинге стран мира находится АзР благодаря тотальному загрязнению каспийского шельфа и полуострова Апшерон, мы уже говорили в одной из наших предыдущих статей.
В преддверии ассамблеи СОР-29 Азербайджану нужно в срочном порядке реабилитировать свой имидж и выправить показатели катастрофического упадка экологической ситуации в стране, и очевидно, в Баку главным способом такой реабилитации считают не проявление политической воли и инициирование практических действий по наведению порядка в данной сфере у себя в стране, а необоснованные обвинения в адрес соседей, принижение их экологического имиджа и демонстрацию собственных, весьма сомнительных, достоинств в данной области.
Вместе с тем было бы заблуждением считать, что главной задачей Баку в контексте проведения ассамблеи СОР-29 является оптимизация своих позиций в соперничестве с соседями и выстраивание благоприятного имиджа Азербайджана, как благополучной страны с социальной, экономической и экологической притягательностью. В целом, такой целевой элемент присутствует в мотивации Баку. Но это лишь внешняя и не самая существенная задача алиевского режима.
Намного логичнее выглядит предположение о том, что на самом деле Баку, используя платформу и повестку ассамблеи, готовит необходимую идейно-правовую базу на международной арене для перевода своих претензий к соседям из чисто экологической области интересов в политическую сферу. Налицо тенденция к политизации вопроса загрязнения и обмеления рек, питающих Азербайджан из соседних стран, а также, якобы, ущербной в экологическом плане эксплуатации горнорудных недр этих сопредельных государств. Речь идет о запуске нового нарратива с целью легитимизации территориальных претензий Азербайджана к Грузии и Армении, которые Баку в свое время может открыто предъявить под прикрытием декларированной необходимости соблюдения общепринятых норм международного права в сфере экологии и социальных вопросов. В частности, можно предположить, что Баку намерен жонглировать формулировками принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2010 г. резолюции «О праве на воду», согласно которой каждый человек имеет право на доступ к достаточному количеству воды для личных и бытовых нужд(6). В частности, речь может идти о манипулятивной трактовке пункта резолюции «Цель устойчивого развития 6» (ЦУР 6), согласно которой страны должны сотрудничать между собой с целью не ограничения доступа для всех государств к воде и сохранения чистоты питьевых водных источников общего пользования. Тем самым, Азербайджан, ссылаясь на данные о скудности своих водных ресурсов, о «нерациональном» заборе воды Грузией и Армений из рек Кура и Аракс, о «намеренном загрязнении» питающих эти большие водные артерии источников и рек, попробует, активно задействовав пропагандистское сопровождение, выстроить еще один «легитимный» повод для агрессивных действий и территориальных претензий к соседям, и прежде всего, к Армении.
Закрепляемая на нынешнем этапе в информационной среде пропагандистская обрисовка катастрофической ситуации с питьевой и поливной водой в Азербайджане, а так же ряд «вбросов» наталкивает на мысль о том, что Баку, в частности, готовит почву для резкого ввода в международную повестку вопроса озера Севан, с претензией на то, что этот водоем – самый большой природный резервуар пресной воды в обширном регионе, и что его водные ресурсы подлежат «справедливому распределению» между всеми «нуждающимися» странами региона.
В этом контексте следует отметить, что международное право и соответствующие резолюции ООН не предусматривают принудительных актов «отъема» воды и водных источников у одних стран в пользу других, однако, в данном случае, Азербайджан для совершения агрессии силой может довольствоваться лишь ссылками на морально-идеологическую подоплеку ооновских резолюций и обширную платформу заведомо проделанной своей «просветительско-пропагандистской» работы. В сегодняшних условиях общей стагнации международного права и механизмов его имплементации Баку может показаться, что описанного будет вполне достаточно для его ухода от правовой и моральной ответственности за реализацию «водно-экологической» агрессии против своих соседей.
(1) Публицист, аналитик, режиссер-документалист. Автор более 1000 публицистических и политико-аналитических статей и 400 теледокументальных видеороликов. Работал на телеканалах «Н1», «АР», «Еркир-медиа». Сотрудничал и был корреспондентом в «Голос Армении», Aysor.am, Восканапат, «Азат Арцах» и других периодических изданиях и новостных сайтах.
(2) Статья представлена в редакцию 03.03.2024 г.
(3) Haggin.az. (28.02.2024), «У Азербайджана меньше всего водных ресурсов», https://m.haqqin.az/news/309421 (дата обращения: 03.03.2024).
(4) Verelq. (02.02.2024), «Как Азербайджан “отблагодарил” Армению за возможность проведения СОР29», https://verelq.am/ru/node/140053 (дата обращения: 03.03.2024).
(5) Armenia Today. (07.12.2023), «Ереван и Баку заявили о договоренности по освобождению 32 армянских пленных в обмен на 2 азербайджанцев». https://armeniatoday.news/region-ru/688356/ (дата обращения: 03.03.2024).
(6) Водные ресурсы/ Организация Объединенных Наций, https://www.un.org/ru/global-issues/water (дата обращения: 03.03.2024).