Цели признания Палестины Арменией
Комментарий Центра АРВАК, 26.06.2024
21.06.24 стало известно, что Республика Армения официально признала Палестинское государство. Реакция Тель-Авива была незамедлительной, и в тот же день было объявлено, что посол Армении в Израиле будет вызван в МИД этой страны для разъяснений. Также быстро отреагировали на случившееся исламские страны. Одной из первых выразила свое удовлетворение решением Еревана Турция. Вслед за тем к ней присоединились Лига арабских государств (ЛАГ) и правительства Катара, Иордании, Ливана, Саудовской Аравии, Египта. Наконец, с соответствующим заявлением выступили представители ХАМАС: «Мы приветствуем заявление Армении о призвании Государства Палестина и считаем это важным шагом на пути к консолидации международного признания прав нашего народа, а также новой свежей главой в истории отношений двух наших дружественных народов».
Решение армянских властей вызвало внутри страны не меньше пререканий, нежели на международной арене. В частности, оппонирующие власти некоторые политические круги и часть общественности разглядели в случившемся инициативу Анкары, которая, якобы, надавила на Ереван. В подтверждении этой версии приводится факт телефонного разговора Р. Эрдогана с Н. Пашиняном, состоявшегося за день до соответствующего заявления МИД РА. Также активно обсуждается то обстоятельство, что во время 44-дневной войны в Нагорном Карабахе ХАМАС выразил поддержку Азербайджану, а затем поздравил его с «победой в освободительной кампании». И, наконец, в последние дни большое распространение получил нарратив о том, что РА, в свое время не признавшая Республику Арцах, сейчас «оперативно» признает право палестинского народа на самоопределение и суверенитет.
Учитывая не транспарентность внешнеполитической деятельности армянского правительства, возникновение в армянской среде выше приведенных, а также иных версий и доводов – явление естественное. Однако, вместе с тем, есть масса нюансов, выпадающих из поля зрения широкой общественности, которые проливают свет на причины «объективной необходимости» сделанного армянским правительством шага.
Во-первых, на фоне нынешней международной волны признаний Палестины шаг Еревана не может считаться «несвоевременной инициативой», которая, якобы, породит для РА масштабные внешнеполитические проблемы.
Во-вторых, подавляющая часть европейского сообщества, интеграцию с которым действующая армянская власть избрала в качестве долгосрочной стратегической задачи, палестинскую независимость считает «единственным и неизбежным» решением Ближневосточной проблемы.
В-третьих, признание Палестины послужит дополнительным стимулом для укрепления отношений Армении с арабскими странами, исламским миром и, прежде всего, с Ираном, являющимся на данный момент главным оплотом Палестины. Этот шаг следует считать дружеским жестом именно в сторону Ирана, а не Турции, которая, впрочем, не исключено, и сама хотела склонить Ереван к подобному решению.
В-четвертых, неизбежное осложнение отношений Армении с Израилем едва ли следует считать экзистенциальным фактором, поскольку официальный Тель-Авив и без армянского признания Палестины всячески способствовал тому, чтобы армяно-израильские отношения находились не на самом высоком уровне. Доказательство тому – поддержка Тель-Авивом Баку во время Карабахской войны 2020-го, исключительно проазербайджанская позиция еврейского государства на всех международных площадках, систематические поставки израильского вооружения в Азербайджан и т. д. Даже после того, как И. Алиев в ходе своего визита в Египет заявил, что поддерживает идею «двух государств» (фактические признание Палестины), израильские власти не объявили демарш союзному Азербайджану. Грузовые самолеты Баку продолжают совершать рейсы за вооружением в израильский аэродром Овда, а азербайджанская нефть продолжает стабильно поступать Тель-Авиву. Тем самым, относительно контекста армяно-израильских отношений следует констатировать, что едва ли «непризнание Палестины» дало бы шанс Еревану концептуально улучшить положение дел в отношениях с еврейским государством.
В-пятых, ссылка на полученные Баку поздравления от ХАМАС не совсем корректна, поскольку ХАМАС не тождественен с Палестиной. Это организация, до последнего времени контролировавшая сектор Газа, тогда как «материковая» Палестина подконтрольна «Фатху», который известен более лояльным отношением к Армении и армянам. Одним из доказательств тому – назначение Махмудом Аббасом в марте 2024-го государственным министром по иностранным делам Палестины этнической армянки Варсен Агабекян. Это назначение в сочетании с инициативой Еревана относительно Палестины, может стать хорошим стимулом для вывода армяно-палестинских и армяно-арабских отношений на качественно новый уровень.
И, наконец, в-шестых, – признание права народа Палестины на независимость, если не сейчас, то в среднесрочной перспективе будет способствовать реанимации Карабахской проблемы, включая вопросы ответственности Баку за этнические чистки, права возвращения армян на свою историческую родину и обретение армянским Арцахом политического статуса.
Таким образом, инициативу РА едва ли следует считать ошибочным ситуативным решением, сделанным под принуждением и не отвечающим стратегическим интересам страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.