Комментарий Центра АРВАК, 08.06.2024
Разногласия между официальным Тбилиси и Западом, поводом которых стал «Закон об иноагентах», вступают в фазу политического противостояния. Стороны от угроз приступили к делу. 06.06.2024 стало известно, что США ввели визовые ограничения против десятков грузинских граждан в связи с «нарушением прав человека в этой стране». В списке значатся представители правительства, силовики, депутаты от правящей партии и их семьи. По словам официального представителя Госдепа Метью Миллера, «Соединенные Штаты считают их ответственными за подавление демократии и свободы собраний, а также за силовой разгон мирных протестующих». Вместе с тем, Миллер подчеркнул, что Вашингтон рассчитывает на благоразумие грузинского руководства, которое имеет еще время пересмотреть свои шаги и вернуться к «заявленным демократическим и евроатлантическим устремлениям». В противном случае США предпримут дополнительные меры.
Между тем, за несколько дней до этого правящая партия «Грузинская мечта» внесла на обсуждения парламента законопроект «о семейных ценностях и защите несовершеннолетних» и 18 сопутствующий документов. Новый закон предполагает запрет пропаганды ЛГБТ, гей-парады, однополые сцены в кино, усыновление детей как однополыми парами, так и одинокими людьми нетрадиционной ориентации или причисляющими себя к другому полу. Полностью незаконной может стать в Грузии и сама смена пола.
По словам спикера парламента Шалвы Папуашвили закон не нарушит прав грузинских граждан: «В Грузии права человека защищаются и строго будут защищаться в будущем. Это касается каждого человека, вне зависимости от образа жизни, но что касается пропаганды, то она недопустима». Папуашвили уверен в том, что пропаганда ЛГТБ должна регулироваться законом, поскольку она содержит определенные опасности.
У правящей партии «Грузинская мечта» 84 места в парламенте из 150. Поэтому нет сомнений, что даже в случае консолидации всей парламентской оппозиции против закона, он будет принят простым большинством. Тем самым действующие грузинские власти стремятся нанести чувствительный удар клиентам западных сил в стране, поскольку именно ЛГБТ–сообщество и обслуживающие их повестку НПО стоят в авангарде общественно-политических либеральных групп, с действенной помощью которых Вашингтон и Брюссель продвигают здесь свои интересы.
Папуашвили уточнил, что работа над законопроектом и поправки будут вестись до конца осенней сессии парламента, когда и планируется его окончательно принять.
Отметим, что правящая партия Грузии и сформированное ею правительство вводом в повестку данного законопроекта демонстрируют хорошо просчитанную тактику действий против оппонентов и поддерживающих их западных сил. Дело в том, что после вступления в силу закона «об иноагентах» США и ЕС готовятся к организации масштабной агитационной предвыборной кампании в Грузии и разрабатывают комплекс мер внешнего давления на власти республики. Эти действия будут приучены к новым выборам в парламент страны, которые должны состояться 26 октября текущего года. Будет сделано все, чтобы поддерживаемая западным сообществом оппозиция взяла реванш над «Грузинской мечтой» и опрокинула ее правительство, обвиняемое в «пророссийских симпатиях». И не случайно, что власти пролонгировали процедуру обсуждения закона «о запрете пропаганды ЛГБТ» до осени и назначили срок голосования по нему в самый пик предвыборной кампании – за считанные дни до парламентских выборов. Очевидно, «Грузинская мечта», тем самым, стремится уже сейчас начать процесс консолидации вокруг себя консервативной части общества и заручиться поддержкой Грузинской Православной Церкви, которая до настоящего времени вела себя достаточно умеренно и придерживалась нейтралитета в ходе политической борьбы вокруг «Закона об иноагентах». В случае, если новый законопроект «о запрете пропаганды ЛГБТ» на фоне предвыборной гонки вызовет протест либеральных масс (а это, по всей вероятности так и будет), то Патриарху Грузии не останется ничего, кроме как встать рядом с властью и поднять на ее защиту мотивированную часть своей паствы. Для грузинской власти сейчас крайне важно перевести борьбу из сугубо политической плоскости в измерение идейно-цивилизационных величин, где консолидация традиционалистского грузинского общества будет неизбежна и станет надежным ресурсом нынешнего антиглобалистского руководства.
Можно предположить, что определенную роль в тактике официального Тбилиси могли сыграть события в Армении, где Церковь в лице отдельных высокопоставленных священнослужителей активно вовлечена в общественно-политические процессы и трансформирует отношение масс к сложившимся в стране и вокруг нее реалиям. Едва ли эти параллели следует считать случайными.