Комментарии

Об очередной попытке реанимации темы т. н. «Зангезурского коридора»

Комментарий Центра АРВАК, 06.04.2025 

04.04.2025 Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на саммите ЕС – Центральная Азия в Самарканде заявила, что «открытие границ Армении с Турцией и Азербайджаном сблизит Европу и Центральную Азию как никогда». Фон дер Ляйен озвучила необходимость этого условия для эффективной жизнедеятельности «Транскаспийского транспортного коридора», который призван обеспечить сухопутную логистическую связь Европы с Центральной Азией, а в широком смысле – наладить продуктивную работу трансконтинентальных торговых маршрутов в Евразии по оси Восток–Запад.

На первый взгляд заявление фон дер Ляйен стандартно и вписывается в логику действий международного круга бенефициаров, стремящихся общими усилиями реализовать мегапроект торгово-логистической интеграции десятков стран от Атлантики до Тихого океана. Председатель Еврокомиссии в своей речи отметила, что «Транскаспийский коридор» является ключевым звеном всей программы, на которое следует обратить особое внимание в связи с наличием проблем в армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношениях. Довод логичный, однако вызывает вопросы формулировка фон дер Ляйен относительно видимого ей выхода из ситуации. Она заявляет о необходимости «открытия границ Армении с Турцией и Азербайджаном», тем самым, фактически, поддерживая ложный азербайджанский нарратив о том, что, якобы, именно Ереван держит свои границы на замке, нарушая один из ключевых пунктов соглашения от 09.11.2020 об открытии всех коммуникаций между РА и АзР. Откровенно акцентированная формулировка высшего чиновника ЕС, тем самым, искажает суть положения дел и расстановки позиций в переговорном процессе, в ходе которого именно Ереван стремится без предусловий и в скорые сроки добиться у Турции открытия границы на начальном этапе на КПП «Маргара», а также выражает готовность «буквально в считанные дни» обеспечить свободное передвижение азербайджанских граждан и грузов по армянской территории в сторону Нахиджевана. Причем, без требований зеркальных действий от азербайджанской стороны, кстати, прописанных в Ноябрьском соглашении 2020-го.

Трудно предположить, что постановка вопроса Урсулой фон дер Ляйен является следствием недоразумения либо разночтений, и, следовательно, верховный еврокомиссар намеренно вторит нарративам Баку и Анкары по рассматриваемому вопросу. То есть, ЕС считает, что вопрос открытия коммуникаций должен быть решен в форматах и на условиях, выдвигаемых турецко-азербайджанским тандемом и подразумевающих создание экстерриториального коридора в сторону НАР за счет суверенной территории Армении. По логике фон дер Ляйен, если Ереван до последнего времени сопротивлялся условиям и требованиям Баку, то он и является единственным виновником задержки реализации проекта «​Транскаспийского​​ ​ коридора», частью которого должен стать т. н. «Зангезурский коридор». Тем самым, высокопоставленный еврочиновник фактически возлагает вину на РА даже за то, что Анкара держит турецко-армянскую границу закрытой, поскольку, как известно, Турция увязывает вопрос разблокирования границы с РА и в целом нормализацию отношений с Ереваном с результатами армяно-азербайджанских переговоров. Следовательно, с готовностью Еревана полностью уступить требованиям Баку.

И так, налицо проявление политического давления на Армению со стороны ЕС, высоко ценящего АзР как ключевого партнера в обеспечении энергетической безопасности Европы, но до недавнего времени не особо афишировавшего свою заинтересованность в решении проблем с «Транскаспийским коридором» за счет интересов РА, ее суверенитета и территориальной целостности. Можно предположить, что Азербайджан и Турция продолжали в преддверии «исторического» саммита в узбекском Самарканде формирование «фронта бенефициаров» мегапроекта «Один пояс, один путь» против Еревана с целью заполучить консенсус относительно пересмотра армянского суверенитета над Мегри. Очевидно, что Баку и Анкара очень рассчитывали на включение КНР в политико-пропагандистскую кампанию по давлению на Ереван, однако результаты этой работы оказались неоднозначными. Об этом свидетельствует распространенная азербайджанскими СМИ информация о том, что за два дня до саммита в Самарканде прибывший по приглашению в Баку во главе делегации ЦК КПК высокопоставленный чиновник Лю Цзянь Чао, якобы заявил, что Пекин заинтересован в создании «Зангезурского коридора». Между тем, спустя один день временный поверенный в делах Китая в Армении Ч​э​​ ​нь Мин заявил, что китайская делегация в Баку ни разу не упомянула термин «Зангезурский коридор», поскольку Пекин «придерживается принципа суверенитета и территориальной целостности Армении». Ч​э​​ ​нь Мин назвал «ложной» информацию бакинских СМИ, дав понять, что это политическая провокация.

Тем самым, китайский посол в очередной раз подтвердил позицию Китая, высказанную месяцем ранее (04.03.2025) на встрече в Пекине замминистра иностранных дел КНР Лю Бина со своим армянским коллегой Мнацаканом Сафаряном. Лю Бин тогда заявил, что Армения и Азербайджан являются важными партнерами для КНР, и Пекин заинтересован в установлении справедливого мира между соседями на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности друг друга, что послужит гарантией для их эффективной интеграции в проект «Один пояс, один путь».

Приведенный выше обзор демонстрирует специфическую конфигурацию отношений региональных и внерегиональных акторов к проблеме Сюника и формату его встраивания в международные торгово-логистические проекты. Китай, являющийся главным бенефициаром проекта «Один пояс, один путь», однозначно выступает за суверенитет Еревана над Сюником, с условием создания универсальных механизмов упрощенного транзита и фискальных льгот на армянской территории. Иран, как можно заключить из множества заявлений официальных лиц ИРИ, придерживается аналогичного мнения и грозит военным вмешательством в случае угрозы территориальной целостности Армении. РФ и США пока молчат, будучи всецело сфокусированы на украинской проблематике. Единственной стороной, выстраивающей свою риторику в фарватере подходов турецко-азербайджанского тандема, остается ЕС, который в лице верховного комиссара фон дер Ляйен требует у Еревана выполнить максималистские условия Баку. Это диссонирует с распространяемым в последние годы в армянском обществе нарративом о том, что именно РФ и Китай заинтересованы в отъеме у Армении т. н. «Зангезурского коридора» в пользу Азербайджана. То есть, согласно этой логике, Москва и Пекин и были главными бенефициарами ликвидации Нагорно-Карабахской Республики. Между тем, заявления Урсулы фон дер Ляйен и сигналы, поступающие из ЕС, открыто оспаривают этот популярный тезис.