В начале июня 2024 г. авторитетное американское издание The Wall Street Journal опубликовало материал, в котором, ссылаясь на расчеты экспертов, предупредило о наступлении на планете так называемой «демографической зимы».
Согласно публикации, рождаемость в мире резко снижается как в развитых, так и в неблагополучных странах, чего прежде не наблюдалось. Если падение рождаемости в богатых странах (США, Канада, европейские государства, Япония, Австралия) было зафиксировано еще начиная с 70-ых прошлого века, то эта же тенденция сейчас наблюдается почти во всех государствах, прежде стабильно фиксирующих естественный прирост населения. The Wall Street Journal сообщает, что даже Индия, которая в 2023 г. стала самой густонаселенной страной на планете, фиксирует рождаемость ниже уровня воспроизводства. По итогам 2023 г. в Китае рождаемость оказалась на 16% меньше прогноза ООН, в Египте – на 17%, в США – на 4%. А прежний африканский рекордсмен по росту населения – Кения еще в 2022-ом зафиксировала годовые показатели рождаемости на 18% ниже, чем прогнозировала ООН.
В 2017 г. глобальный коэффициент рождаемости (количество детей у одной женщины в среднем) составлял 2,5. ООН тогда прогнозировала, что к концу 2020-ых показатель снизится до 2,4, однако уже в 2021 г. он достиг 2,3. Ряд специалистов вообще считает, что реальная рождаемость в мире отстает от данных ООН на 10-20%. Специалист по демографии из Университета Пенсильвании Хесус Фернандес-Вильяверде заявил, что в 2023 г. глобальная рождаемость впервые упала ниже уровня воспроизводства. Это значит, что даже густонаселенные бедные страны не могут обеспечивать глобальный рост мирового населения, как это было за последние 50 лет.
Вследствие этого происходит дисбаланс в соотношении поколений молодых и престарелых людей. Еще в 2023-ем издание The Eсonomist писало, что на данном этапе практически все страны «быстро стареют» из-за снижающегося с каждым годом коэффициента рождаемости. Так, по данным газеты, в этом плане ситуация просто катастрофическая в Японии, Италии, Бразилии, Мексике и Таиланде. Наличие в этом списке латиноамериканских и восточноазиатских стран свидетельствует о том, что спад численности молодого, активного населения охватывает не только вполне благополучные страны и общества, где социальная психология долгие годы формировала слабый запрос на создание классических семей и эффективную репродукцию. По-видимому, массовый слом ментальных ценностей сейчас почему-то происходит и в бедных странах, где до последнего времени репродукция населения постоянно прогрессировала, невзирая на социальные трудности, неблагоприятные климатические и экологические условия и, даже, войны.
В контексте глобальных геополитических развитий интересно замечание The Wall Street Journal о том, что сокращение численности населения приводит к уменьшению глобального влияния страны. Это «вызывает вопросы о долгосрочном статусе сверхдержав – США, Китая и России». Эти страны также стремительно стареют, и сокращение ресурса дееспособного и активного населения ставит их перед проблемой демографического обслуживания своих геополитических амбиций.
В связи с этим следует заметить, что проблема, озвученная влиятельным американским изданием, не нова и уже давно тревожит основных геополитических акторов в мире. Каждый из них по своему стремиться оградить себя от негативных тенденций «демографической зимы». Так, Китай пробует решить проблему с помощью стимуляции внутренней рождаемости, которую он еще 10-20 лет назад жестко снижал административно-правовыми методами. США и европейские страны, наоборот, стремятся покрыть дефицит молодого населения за счет интеграции мигрантов, соответствующих установленным цензам. Опыт США в этой методике наиболее богатый, и поэтому Штатам удается относительно эффективно пополнять внешними вливаниями убывающий сегмент молодого населения. В свою очередь РФ пытается практиковать универсальный метод, однако, судя по статистике и открытым данным, эффективность таких действий сомнительна. С одной стороны, репродуктивный рост коренного населения, несмотря на стимулирующие социальные программы государства все же остается низким, а с другой – «хромает» процесс интеграции мигрантов, прибывающих, в основном, из мусульманских стран постсоветского пространства.
Так или иначе, демографическая проблема становится весомым фактором в глобальных геополитических раскладах на планете. Ведь речь идет о рабочей силе, интеллектуальном активе, экономической состоятельности и военном ресурсе. Необходимость подпитки этих компонентов требует соответствующих шагов от любого государства. Прогнозы экспертов сходятся в том, что уже в ближайшем будущем человеческий ресурс станет наиболее значимым фактором в контексте выживаемости и успешности стран.
В этом свете следует подчеркнуть, что для Армении, находящейся в сложнейшем регионе, вопрос имеет экзистенциальный характер. На конец 2023 г. население Армении составляло 3.004 тыс. человек. Согласно статистическим данным, за последние четыре года прирост населения стабильно составлял по 0,36% в году, однако начиная с 2025-го динамика изменения его численности уже пойдет в обратном направлении. Совокупно это будет следствием падения рождаемости, роста смертности и оттока населения из страны. Помимо общей тенденции в мире, подобную динамику в Армении, очевидно, стимулируют и события 2020–2022 гг., ставшие причиной утраты ощутимой части граждан мужского пола и репродуктивного возраста. Вместе с тем, приведенные выше прогнозы не учитывают факт наличия карабахских беженцев в Армении. В случае получения их существенной частью армянского гражданства в среднесрочной перспективе прогнозируемые ООН показатели по Армении претерпят ощутимые изменения, но в долгосрочной перспективе динамика спада численности населения будет неукоснительно расти. По оценкам «Фонда народонаселения ООН» к 2050 году население РА сократится до 2.700 тыс. человек, к 2075-ому до 2.264 тысяч человек. Далее падание численности будет продолжаться и уже к 2100 г. достигнет отметки 1,848 тыс.
Из-за отсутствия открытой и достоверной информации трудно определить, разрабатывается ли правительством страны и профильными структурами комплексная программа по снижению демографических рисков для Армении. Однако, судя по высказываниям отдельных политических деятелей из власти, действующее правительство Армении не особо верит в эффективность долгосрочных программ по стимулированию демографического роста населения. Возможно, в свете поиска выходов из сложной ситуации, предпочтение будет отдано варианту искусственного увеличению населения за счет привлечения иммигрантов из неблагополучных стран. К примеру, депутат от правящей партии ГД, бывший министр здравоохранения РА Арсен Торосян на днях заявил, что у Армении нет иного способа решить демографическую проблему, кроме как за счет приема граждан других стран. «Я твердо верю, что мы можем улучшить нашу демографию за счет иммиграции, другого варианта нет. Нам нужно, чтобы в Армению приехало много людей, и очевидно также, что эти люди не будут армянами. Будут армяне, конечно, но из не очень хороших стран».
В связи со словами депутата Торосяна следует вспомнить о наделавшей много шума статье в британской газете The Times, в которой сообщалось, что Соединенное Королевство ведет интенсивные переговоры с официальным Ереваном о возможности переправки в Армению мигрантов из третьих стран. Напомним, что речь идет о так называемой «руандийской схеме» (первой страной, давшей свое согласие Лондону, но пока не приступившей к исполнению своих обязательств, стала Руанда), по которой Лондон хочет перенаправить часть осевших в Великобритании нелегалов в третьи страны, с условием исключения их возврата на родину. Согласно The Times, именно с подобной переговорной повесткой в сентябре 2023-го в Ереван приезжал замглавы МИД Королевства Лео Докерти. Армянской общественности стало известно об этих переговоров только весной текущего года. На многочисленные запросы прессы МИД республики ответил коротким релизом, не вполне разъясняющим вопрос: «Армения и Великобритания имеют широкую повестку политического диалога, но предметных и технических переговоров по конкретному вопросу, поднятому в публикации [The Times], не было». Из ответа можно сделать заключение, что на самом деле предложение о нелегалах от Великобритании все же поступило, но оно пока еще находится на стадии обсуждения армянской стороны.
Учитывая эти и другие косвенные данные, можно заключить, что официальный Ереван обеспокоен проблемой ожидающегося демографического спада в республике, и анализирует разные варианты решения проблемы, вплоть до применения радикальных, но весьма непопулярных мер, о которых намекнул близко стоящий к правительству депутат. Однако руководству и профильным ведомствам следует проявить в своих расчетах максимальную осторожность, учитывая массу негативных эффектов и экзистенциальные опасности, которые несет в себе для малых стран процесс «освоения» иммиграционных потоков. С этой точки зрения для Армении самым оптимальным методом преодоления «демографической зимы» могла бы стать разработка и финансирование обширных адресных и комбинированных социальных программ по стимуляции репродукции имеющегося на данный момент населения. Вместе с тем, следует более глубоко изучить возможности и бесспорные преимущества армянской репатриации.
(1) Публицист, аналитик, режиссер-документалист. Автор более 1000 публицистических и политико-аналитических статей и 400 теледокументальных видеороликов. Работал на телеканалах «Н1», «АР», «Еркир-медиа». Сотрудничал и был корреспондентом в «Голос Армении», Aysor.am, Восканапат, «Азат Арцах» и других периодических изданиях и новостных сайтах.
(2) Статья представлена в редакцию 08.06.2024 г.