Публикация
Милитаризация как инструмент геополитического позиционирования АзР
Комментарий Центра АРВАК, 17.12.2025
08.12.2025 президент АзР Ильхам Алиев посетил с официальным визитом Братиславу, где провел двусторонние переговоры в расширенном составе с президентом Словацкой Республики Петером Пеллегрини [1]. Основу тесных взаимоотношений двух стран составляют энергетика и сфера ВПК, и переговоры в основном велись о наращивании Азербайджаном газовых поставок в Словакию и об углублении сотрудничества в области производства и закупки вооружений. По итогам новых договоренностей в этой сфере в Братиславе был подписан «Протокол о намерениях по сотрудничеству между Министерством оборонной промышленности Азербайджанской Республики и Министерством обороны Словацкой Республики» [2], детали которого не разглашаются, однако словацкий президент в определенной степени пояснил, о чем может идти речь. По его словам, Братислава не только планирует продолжить экспорт вооружений в Баку, но и готовится наладить в Азербайджане производство совместной продукции военного назначения с перспективой ее продажи третьим странам [3]. Кроме того, П. Пеллегрини намекнул, что Баку собирается приобрести у Братиславы новые дивизионы автоматических артиллерийских систем словацкого производства, к которым проявило интерес азербайджанское оборонное ведомство. Речь, возможно, идет о самоходных гаубицах Zuzana-2, которые уже состоят на вооружении Украины и Кипра [4].
Таким образом, Азербайджан наращивает закупки вооружений у Словакии, увеличивая номенклатуру своих артиллерийских установок и ракетных систем. В 2024 г. Баку уже получил первую партию заказанных у Братиславы самоходных гаубиц L45-Dita калибра 155 мм [5]. До этого, в период 2012–2018 гг., Азербайджан закупил несколько дивизионов реактивной системы RM-70 и самоходных гаубиц Dana совместного чешско-словацкого производства, используя нелегальную схему приобретения и доставки. Тогда в качестве покупателя чешско-словацких установок выступил Израиль (официальная политика ЕС исключала возможность передачи европейского оружия какой-либо из сторон армяно-азербайджанского конфликта), который, в свою очередь, переправлял их в Азербайджан через свою военно-воздушную базу Овда [6]. Раскрытие этой схемы вызвало скандал в Праге и Братиславе, который, тем не менее, не получил дальнейшего развития, а после военных кампаний в Нагорном Карабахе в 2020 и 2023 гг. Словакия осуществляла поставки оружия в Азербайджан напрямую – на «легальной» основе.
Пример Словакии показывает, что Баку не намерен сокращать масштабы закупок вооружений различного типа даже после «военно-силового разрешения» конфликта с Ереваном из-за Нагорного Карабаха и наступления «эпохи мира» с Арменией, о которой регулярно декларируют официальные власти Азербайджана. Другим свидетельством непрекращающегося процесса милитаризации республики является самая масштабная за последние годы оружейная сделка Азербайджана, заключенная с Пакистаном. В начале 2024 г. стало известно, что Баку закупил у Исламабада 16 многоцелевых истребителей китайско-пакистанского производства JF-17 BLOCK III, а в мае 2025 г. заказал еще 24 такие боевые машины [7]. Общий объем сделки составил $4,2 млрд, что является беспрецедентной суммой для Баку с точки зрения разового приобретения одного типа вооружения. Военный парад в Баку 08.11.2025 г. показал, что первая партия пакистанских истребителей не только освоена пилотами и специалистами азербайджанских ВВС, но и, возможно, уже несет боевое дежурство [8].
Еще одним масштабным приобретением Азербайджана в области военных закупок стал зенитно-ракетный комплекс дальнего действия производства китайской компании China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC) HQ-9BE. Сумма сделки не разглашается, и на данный момент известно лишь о как минимум двух пусковых установках, которые впервые были идентифицированы 4 ноября т. г. на репетиции вышеупомянутого военного парада [9].
О других крупных приобретениях Азербайджана в 2025 г. в оборонной сфере открытой информации нет, что, по мнению экспертов, обусловлено нежеланием Баку после победы в Карабахской войне 2020 г. разглашать все свои сделки. Однако, если учитывать данные мониторинга Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) об азербайджанских оружейных контрактах на импорт за период 2021–2023 гг. [10], а также опубликованный рейтинг Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) за период 2021–2024 гг., инерция роста оружейных закупок Баку в 2025 г., в частности у таких стран, как Турция и Израиль, не должна была ослабнуть. На основе сверки данных из азербайджанских, турецких и израильских СМИ можно заключить, что интенсивные поставки вооружений Азербайджану продолжались как по заключенным ранее, так и по новым контрактам. В частности, речь может идти о широкой номенклатуре беспилотной авиации, авиабомб и бронемашин, приобретаемых у Турции, а также о системах спутникового слежения, дронах, зенитных ракетах и оптико-электронных системах разведки, заказанных у Израиля.
В целом динамика роста оборонного бюджета Азербайджана, в котором статья расходов на импорт и приобретение вооружений собственного оборонпрома является наиболее затратной, продолжается. После Карабахской войны 2020 г. оборонный бюджет страны неуклонно растет, даже с учетом среднегодовых показателей инфляции [11]. Эта тенденция продолжится и в 2026 г., поскольку правительство Азербайджана уже утвердило планы по увеличению оборонной статьи бюджета на $187 млн, что на 4% больше затрат текущего года [12]. У Баку также имеется опыт пересмотра уже утвержденного бюджета страны в пользу наращивания оборонных расходов. В последний раз это имело место в 2024 г., когда в пик напряженности в отношениях с Россией по поводу потерпевшего крушение 24.12.2024 лайнера AZAL И. Алиев распорядился срочно пересмотреть оборонные расходы на 2025 г. в связи с эскалацией напряженности в отношениях с РФ.
Нельзя исключать вероятность того, что аналогичным образом правительство республики может поступить и в нынешнем году, повысив планируемые затраты на «укрепление обороноспособности». Политики и эксперты в Азербайджане связывают рост оборонных расходов в 2026 г. с, якобы, рисками возобновления конфликта с Арменией, где по результатам июньских парламентских выборов 2026 г. к власти могут прийти политические силы, ориентированные на «реванш». Однако объективно это весьма слабый аргумент, не соотносящийся с реальным положением дел в Армении и, скорее, являющийся пропагандистским тезисом Баку. Можно предположить, что одной из истинных причин нового роста оборонных затрат на фоне «процесса по установлению мира с Арменией», которая, в свою очередь, значительно сократила оборонный бюджет 2026 г. [13], является снятие Вашингтоном ограничений на поставки Баку американского вооружения. По итогам встречи 08.08.2025 г. в Вашингтоне между лидерами США, Армении и Азербайджана Дональд Трамп заявил об отмене 907-й поправки к «Акту поддержки свободы» [14], которая не только служила барьером для оказания безвозмездной военной помощи Азербайджану, но и препятствовала доступу Баку как покупателю к широкой номенклатуре продукции ВПК США. В начале декабря 2025 г. подписанный президентом Трампом законопроект о полной отмене 907-й поправки уже был представлен в Палату представителей США, и азербайджанские эксперты предполагают, что Баку непременно воспользуется возможностью пополнить свои арсеналы американскими аналогами [15].
Анализируя информацию о высоких темпах и объеме оружейных закупок Азербайджана, следует учитывать, что речь может идти не о простом механическом «наращивании вооружений», но и о восполнении израсходованных арсеналов и замене старых образцов техники и боеприпасов. Баку строго засекретил информацию о своих потерях в технике и израсходованных боеприпасах в ходе 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Однако эксперты склонны считать, что потери техники и расход боеприпасов были значительными, что, в свою очередь, делает необходимым их восполнение за счет новых закупок. Не менее значимым также следует считать процесс передачи ощутимых запасов боевой техники (в основном советского и российского образца) Украине, о чем неоднократно сообщалось в международных СМИ [16]. В свою очередь, некоторые украинские эксперты уже летом текущего года, в критический период осложнения российско-азербайджанских отношений, прогнозировали, что Баку может открыть для Киева, либо уже открыл, обширную номенклатуру вооружений, включая устаревшие или не соответствующие стандартам НАТО (к которым сейчас переходит азербайджанская армия) образцы техники, в том числе танки, артиллерию и пилотируемые самолеты [17]. Такое мнение вполне заслуживает внимания, поскольку описанная гипотетическая схема позволит Азербайджану решить сразу две задачи – политическую и оборонную. Передачей оружия Украине за деньги Баку нанесет ущерб интересам Москвы, с которой у него сложились кризисные противоречия и конфликтные отношения, а с другой стороны – ускорит процесс перевооружения с перспективой полной комплектации своей армии образцами натовской техники и боеприпасов.
В целом оценка соотношения статьи расходов на оборону с остальной частью государственного бюджета Азербайджана дает основание охарактеризовать происходящее как политику «постоянно ускоряющейся милитаризации». В 2026 г. военный бюджет Азербайджана достигнет рекордных 21% от совокупного бюджета страны. Таким образом, удельный вес расходов на оборону и безопасность в составе расходов государственного бюджета за последние 5 лет (2022–2026 гг.) вырастет в 1,8 раза в абсолютном исчислении [18]. Это крайне высокие показатели, свидетельствующие об увеличении нагрузки на экономику страны и ее социальный сектор. Однако Баку, испытывающий серьезные проблемы с инфляцией, ростом безработицы и стагнацией в сфере нефтедобычи – главной статьи бюджетных поступлений – тем не менее не намерен останавливать рост милитаризации. Хотя правительство страны уже заявило о планах ощутимо снизить расходы на оборону к 2029–2030 гг. [19], эти декларативные намерения не могут быть реализованы без учета геополитической конъюнктуры ближайших лет, характеризующихся высокой степенью непредсказуемости. Скорее всего, Азербайджан будет действовать в этом плане в режиме ситуативности и корректировать динамику милитаризации с учетом геополитической обстановки вокруг себя и ее изменений.
Пока же ход событий в регионе и мире принуждают Баку наращивать военный бюджет и активизировать деятельность на мировом рынке вооружений. Кризис во взаимоотношениях с РФ, неопределенность на украинском геополитическом треке, угроза новой эскалации вокруг Ирана, активно продвигаемый Турцией и определенными западными центрами проект «Туран», в котором Баку выделена одна из ключевых ролей, заставляют Азербайджан готовиться к различным сценариям в регионе и вызовам, обусловленным непростыми отношениями Баку с некоторыми своими соседями. Номенклатура и виды оружия, закупаемого Азербайджаном в последние годы, свидетельствуют о том, что Баку стремится обеспечить себе максимально возможный потенциал действий оборонительного и наступательного характера на суше, в воздухе и на море с учетом разнообразных особенностей ландшафта, климатических и погодных условий. Об этом также свидетельствуют ежегодно проводимые азербайджанской армией десятки учений тактического и стратегического характера как на индивидуальном уровне, так и в рамках совместных с союзниками (в основном с Турцией) программ [20].
Еще одним маркером универсализации боевого потенциала армии и всей оборонной системы республики является политика диверсификации оружейных поставок и сотрудничества в области ВПК. Баку импортирует продукцию военного назначения из более чем десяти стран и старается не ограничиваться разовыми сделками с ними, тем самым конвертируя долгосрочное оборонное взаимодействие в политический капитал и возможности расширения партнерства в других значимых областях. Одновременно это способствует минимизации зависимости от конкретного поставщика и повышению гибкости позиции Азербайджана в контексте установления цен на оружейные поставки. Диверсификация оборонного сотрудничества до настоящего времени во многом позволяла Баку балансировать между интересами своих ключевых союзников и партнеров в оборонной сфере – Турции и Израиля – и получать их передовые наработки в области военных технологий. Даже с учетом обострения отношений этих двух стран по целому комплексу вопросов, на азербайджанском треке их разногласия, по крайней мере на данном этапе, не переросли из конкурентного соперничества в открытую вражду. Военный парад 08.11.2025 в Баку показал, насколько выгодным для Азербайджана оказалось лавирование между интересами Тель-Авива и Анкары, предоставившее ему возможность обзавестись передовыми технологиями и продукцией израильского ВПК [21]. Это также мотивирует Турцию не отставать от Израиля и делиться с Азербайджаном широкой номенклатурой своей военной продукции и технологическими наработками. Последним примером этой политики стало открытие 12.12.2025 г. ведущей компанией ВПК Турции МКЕ своего предприятия в Азербайджане [22]. В тот же день министр обороны Турции Яшар Гюлер заявил в Анкаре, что его страна продолжит оказывать «любимому» Азербайджану поддержку в сфере военно-образовательных и учебных программ, а также в области оборонной промышленности в рамках концепции «Одна нация, два государства, одна армия» [23].
Суммируя изложенное, можно заключить, что Азербайджан пока не демонстрирует признаков снижения темпов вооружения и укрепления вооруженных сил. Возможно, на фоне демилитаризации Армении и призывов Еревана форсировать заключение всеобъемлющего мира подобное поведение Баку указывает на его недовольство существующим статус-кво на Южном Кавказе. В более широком же контексте можно предположить, что налицо подготовка Баку к процессам более масштабного порядка.
После поражения Армении в войне 2020 г. и силовой ликвидации Нагорно-Карабахской Республики Азербайджан фактически подал заявку на обладание статусом важного игрока в регионе, где пересекаются интересы мировых и региональных держав. Уже сам по себе данный статус предполагает вовлечение Баку в сложную геополитическую игру с неминуемым выбором союзников и, соответственно, соперников среди акторов регионального соперничества, чреватого трансформацией в военное противостояние. В данном контексте милитаризация Азербайджана может рассматриваться как вынужденная мера для удержания своего статуса. Она не может считаться беспрецедентной по своим масштабам, если учитывать, что главные потенциальные соперники Баку – Россия и Иран – на данный момент являются мировыми лидерами по наращиванию своих боевых арсеналов и укреплению вооруженных сил.
Ссылки
[1] «В Братиславе состоялась встреча президентов Азербайджана и Словакии в расширенном составе». Oxu.AZ, 08.10.2025, https://oxu.az/ru/politika/v-bratislave-sostoyalas-vstrecha-prezidentov-azerbajdzhana-i-slovakii-v-rasshirennom-sostave (дата обращения: 11.12.2025).
[2] «В Братиславе подписан ряд документов между Азербайджаном и Словакией». Armiya.az, 09.12.2025, https://bit.ly/4addkvM (дата обращения: 11.12.2025).
[3] «Словакия хочет продавать оружие Азербайджану, но не только…». Haqqin.az, 08.12.2025, https://haqqin.az/newsarchive/368438 (дата обращения: 11.12.2025).
[4] «Zuzana – словацкая самоходная артиллерийская установка». Взгляд, 23.10.2024, https://vz.ru/information/2024/10/23/1293809.html (дата обращения: 11.12.2025).
[5] «Первая партия самоходных гаубиц L-45 DITA калибра НАТО поступила в Азербайджан». MUSAVAT, 09.10.2024, https://musavat.com/ru/news/pervaya-partiya-samohodnyh-gaubic-l-45-dita-kalibra-nato-postupila-v-azerbajdzhan_1100327.html?d=2 (дата обращения: 11.12.2025).
[6] «Словакия, фактически поставившая артиллерию Азербайджану, притворяется невинной». Hetq.am, 14.10.2023, https://hetq.am/ru/article/161308 (дата обращения: 11.12.2025).
[7] «Азербайджан заказывает еще 14 истребителей JF-17 на 4,2 миллиарда долларов?». Haqqin.az, 27.05.2025, https://haqqin.az/news/349402 (дата обращения: 11.12.2025).
[8] «Истребители JF-17 впервые показаны на военном параде». Moderator.az, 08.11.2025, https://moderator.az/ru/aktual/925151/istrebiteli-jf-17-vpervye-pokazany-na-voennom-parade/ (дата обращения: 11.12.2025).
[9] «Азербайджан получил ЗРК HQ-9BE китайского производства». «Центр анализа мировой торговли оружием», 05.11.2025, https://armstrade.org/includes/periodics/ news/2025/1105/134588459/detail.shtml (дата обращения: 11.12.2025).
[10] «Военные заказы и закупки Азербайджана в 2021-2023 гг.». Hetq.am, 04.05.2024, https://hetq.am/ru/article/166236 (дата обращения: 12.12.2025).
[11] «Азербайджан – Военные расходы (1992-2024 Данные». Trading Economics, https://ru.tradingeconomics.com/azerbaijan/military-expenditure; «Определен военный бюджет Азербайджана на 2025 год». Armiya.az, 16.10.2024, https://bit.ly/48XsR0A (даты обращения: 12.12.2025).
[12] «Азербайджан увеличит военный бюджет почти на 4% в 2026 году». SOVA, 16.09.2025, https://sovanews.tv/2025/09/17/azerbajdzhan-uvelichit-voennyj-byudzhet-pochti-na-4-v-2026-godu/ (дата обращения: 12.12.2025).
[13] «Власти Армении в 2026 году сократят оборонный бюджет». Armenia Today, 25.09.2025, https://armeniatoday.am/armed-forces-ru/963994/ (дата обращения: 12.12.2025).
[14] «США приостановили действие 907-й поправки в отношении Азербайджана». Armenia Today, 15.08.2025, https://armeniatoday.am/world-ru/944008/ (дата обращения: 12.12.2025).
[15] «907-я поправка отменяется: какое оружие Азербайджан закупит у США?». Modern.az, 11.12.2025, https://modern.az/ru/aktual/549813/907-ya-popravka-otmenyaetsya-kakoe-oruzhie-azerbaydzhan-zakupit-u-ssha/ (дата обращения: 12.12.2025).
[16] «Азербайджан и НАТО поставляют Украине оружие по сложному контрабандному маршруту». Голос Армении, 24.09.2025, https://www.golosarmenii.am/азербайджан-и-нато-поставляют-украин/ (дата обращения: 12.12.2025).
[17] «Азербайджан рассматривает снятие эмбарго на оружие Киеву: какую технику может получить Украина». 24 Канал, 11.08.2025, https://24tv.ua/ru/pomoshh-ukraine-ot-azerbajdzhana-kakoe-oruzhie-mozhet-peredat-baku-perechen-24-kanal_n2891378 (дата обращения: 12.12.2025).
[18] «Бюджет Азербайджана на 2026 год: оборона и безопасность получат рекордные 8,7 млрд манатов». Media.az, 05.11.2025, https://media.az/economy/byudzhet-azerbajdzhana-na-2026-god-oborona-i-bezopasnost-poluchat-rekordnye-8-7-mlrd-manatov (дата обращения: 12.12.2025).
[19] «Азербайджан сократит оборонный бюджет до $4,69 млрд к 2023 году». Царьград, 16.10.2025, https://tsargrad.tv/novost/azerbajdzhan-sokratit-oboronnyj-bjudzhet-do-469-mlrd-k-2030-godu_1407056 (дата обращения: 12.12.2025).
[20] «Алиев похвалился: Азербайджан и Турция за этот год провели 25 военных учений». EADaily, 07.10.2025, https://eadaily.com/ru/news/2025/10/07/aliev-pohvalilsya-azerbaydzhan-i-turciya-za-etot-god-proveli-25-voennyh-ucheniy (дата обращения: 13.12.2025).
[21] Э. Аракелян, «Баку-2025: израильская оружейная витрина». CIVILNET, 10.11.2025, https://www.civilnet.am/ru/news/984895/баку-2025-израильская-оружейная-витрина/ (дата обращения: 13.12.2025).
[22] «Ведущая компания ВПК Турции открыла предприятие в Азербайджане». Sputnik Армения, 12.12.2025, https://am.sputniknews.ru/20251212/veduschaya-kompaniya-vpk-turtsii-otkryla-predpriyatie-v-azerbaydzhane-96823819.html (дата обращения: 13.12.2025).
[23] «Яшар Гюлер: Надеемся, Азербайджан и Армения подпишут мирное соглашение в ближайшее время». Oxu.az, 26.11.2025, https://oxu.az/ru/politika/yashar-gyuler-nadeemsya-azerbajdzhan-i-armeniya-podpishut-mirnoe-soglashenie-v-blizhajshee-vremya (дата обращения: 13.12.2025).