Иран «За» возвращение карабахских армян на родину
Комментарий Центра АРВАК, 16.07.2024
12.07.2024 Чрезвычайный и полномочный посол ИРИ в Армении Мехди Собхани выступил с заявлением о необходимости возвращения карабахских армян на свою историческую родину. “Права армянских жителей Карабаха должны уважаться. Этот вопрос похож на рану, и ее надо лечить. Если ее не лечить, возможно, что она снова откроется. Когда говорят о стабильном мире, нужно учитывать и эту рану… Жители Карабаха не добровольно покинули свои дома, и я выражаю надежду, что будут созданы условия, чтобы они смогли добровольно вернуться туда”.
Заявление посла Собхани созвучно словам верховного лидера Ирана Али Хаменеи, произнесенным после событий 44-дневной войны. Тогда Рахбар выразил мнение, что безопасность карабахских армян и их право проживания на родной земле должны быть обеспечены. Также, в высказанной мысли посла Собхани наблюдаются параллели с заявлением и. о. министра иностранных дел ИРИ Али Багери Кани, который 09.06.2024 в интервью данном CNN Turk подчеркнул, что Иран “ни при каких обстоятельствах не потерпит изменения границ и демографии в регионе”.
Однако нынешнее заявление иранского посла особо примечательно и вскрывает ряд принципиально важных аспектов.
Во-первых, впервые представитель Ирана без намеков, прямо и четко изложил позицию Тегерана по дальнейшей судьбе карабахских беженцев.
Во-вторых, это заявление было сделано после избрания нового президента ИРИ, что, возможно, свидетельствует об ужесточении политики Тегерана в отношении Баку при президенте Пезешкиане, команда которого намерена превратить этот вопрос в еще один инструмент давления на И. Алиева в рамках ирано-азербайджанских отношений.
В-третьих, обнародованная Собхани позиция перекликается с заявлениями американских чиновников, сенаторов и конгрессменов о необходимости создания всех условий для возвращения карабахских армян на родину и обеспечения их прав и безопасности. В частности, последней из американских чиновников об этом упомянула глава Агентства США по международному развитию (USAID) Саманта Пауэр в Ереване 10.07.2024, то есть за два дня до заявления самого Мехди Собхани. Следовательно, нельзя исключать, что иранский посол намеренно синхронизировал озвучивание иранской позиции по данному вопросу с мнением представителя США. Это принципиально важно, поскольку для американской и иранской сторон повестка возвращения карабахцев на родину упирается в главный вопрос: как и кто будет осуществлять контроль и соблюдение безопасности в регионе? Очевидно, что «гарантии Алиева» не могут считаться достаточными для осуществления процесса репатриации – возвращение карабахцев, а также упорядочение их жизни, должно протекать под защитой военно-полицейского контингента, наделенного международным мандатом миротворческой миссии. В Тегеране опасаются (и не без основания), что Вашингтон стремится разыграть карту карабахских беженцев именно для того, чтобы создать основы для получения доступа своим военным силам и силам союзников в северное приграничье Ирана. Тем самым, фактическое присутствие Запада в стратегическом регионе будет легитимизировано мандатом “международной” миротворческой миссии.
В свете этого, было бы логичным ожидать препятствование Тегераном актуализации повестки карабахской репатриации, однако Иран оглашает позицию, созвучную американской. Это может быть связано с не менее серьезными опасениями ИРИ по возможности заселения “карабахского региона” демографическими элементами из северосирийских и североиранских регионов, поставляющих ТР и АзР суннитских боевиков из радикальных протурецких группировок. В Иране понимают, что Анкара и Баку могут превратить Нагорный Карабах в гнездо суннитского экстремизма, которое будет угрожать ИРИ и способствовать ослаблению позиций шиизма в АзР, чего последовательно добивается Анкара.
Исходя из этого можно предположить, что Тегеран намерен поддержать повестку возвращения армянских беженцев, но будет настаивать на том, чтобы международный мандат на проведение миротворческой миссии был выдан контингенту, состоящему исключительно из представителей региональных стран (ИРИ, Турции и РФ). По убеждению Тегерана, только участие этих государств в разрешении противоречий на Южном Кавказе способно привести к установлению справедливого мира и порядка в регионе.
В связи с этим следует ожидать, что Тегеран продолжит в унисон Западу поддерживать тему карабахской репатриации, и огласит свое видение внутри региональной миротворческой миссии тогда, когда вопрос возвращения карабахцев приобретет более действенные контуры, а США введут в международную повестку вопрос необходимости формирования контингента для обеспечения безопасности карабахских армян в НК.