Комментарии

ИРИ требует от КНР признания суверенитета над островами

Комментарий Центра АРВАК, 09.06.2024

02.06.2024 МИД ИРИ вызвало посла Китая в Тегеране и выразило ему протест из-за позиции Пекина относительно принадлежности трех островов в Персидском заливе, которые являются предметом давнего территориального спора между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Речь идет о стратегически важных островах Большой Томб, Малый Томб и Абу-Муса, которые стали предметом спора между арабской монархией и Ираном в результате деколонизации ближневосточных владений Великобритании.

Протест иранского МИД связан с совместным эмиратско-китайским заявлением, опубликованным по итогам визита главы ОАЭ шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна в Пекин. В документе говорилось, что КНР «выразил поддержку усилиям ОАЭ по достижению мирного решения проблемы трех островов Большой Томб, Малый Томб и Абу-Муса посредством двусторонних переговоров в соответствии с международным правом». Иранская сторона посчитала, что тем самым Пекин ставит под сомнение территориальную целостность Ирана и суверенитет над островами, которые ОАЭ считают незаконно оккупированными Тегераном.

Это не первый случай, когда Тегеран выражает протест Пекину по поводу упомянутых островов в Заливе. В последний раз МИД Ирана вручил ноту протеста китайскому послу в декабре 2022-го, когда аналогичное заявление подписал глава КНР Си Цзиньпин по итогам саммита Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Китая, проходившего в Саудовской Аравии.

Примечательно, что как минимум два раза Иран посылал ноту протеста и России в связи с солидарностью последней с позицией ОАЭ по островам. В июле 2023-го российская сторона на саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и РФ подписалась под аналогичным вышеуказанному документом, после чего послу РФ в Тегеране Алексею Дедову была вручена нота протеста. Затем уже в декабре 2023-го протест Ирана был выражен временному поверенному в делах РФ в Иране, после того как на полях проходившей в Марокко шестой сессии Российско-арабского форума Москва вновь подтвердила свое согласие на процесс мирного разрешения спора вокруг статуса островов. Во всех упомянутых случаях вызовом послов в МИД Иран требовал от китайской и российской сторон признать «вечный и неизменный суверенитет Ирана над островами».

Тем самым, для Москвы и Пекина в данном вопросе складывается патовая ситуация. С одной стороны, ОАЭ и арабские страны Залива ставят непременным условием для любого политико-экономического сотрудничества с КНР и РФ признание последними спорного статуса островов. Тогда как Иран, со своей стороны, требует безоговорочного признания своего суверенитета над островами. В подобных условиях ни Китай, и ни Россия не могут рассчитывать на полноценное включение ключевого региона Персидского залива в свои геостратегические планы. Ни равноудаленность от позиций сторон, и ни, тем более, попытка поддержать какую-либо из них, не помогают созданию благоприятной среды для полноценного осуществления ими своих амбициозных планов, связанных с богатыми энергоресурсами региона и его логистической значимостью. Пока существует несогласие вокруг статуса островов, расположенных в горловине Ормузского пролива, связывающего Персидский залив с Индийским океаном, регион будет всегда находиться в условиях фактического перманентного противостояния.

Как показывают попеременные реверансы Пекина и Москвы в ту и другую стороны (после каждой врученной ноты протеста КНР и РФ приходилось заверять ИРИ в признании его территориальной целостности), формула сбалансированного и окончательного отношения к проблеме островов Пекином и Москвой пока не найдена. И это в очередной раз подтверждает эффективность британской политики, сумевшей повсюду, где раньше развивался Юнион Джек – флаг колониальной империи, оставить проблемы, для решения которых не существует универсальных ключей.