Комментарий Центра АРВАК, 16.05.2024
13.05.2024 Иран и Индия подписали 10-летнее соглашение об управлении Нью-Дели иранским портом Чабахар. Подписантами стали индийская Port Global Ltd. & Ports и государственная морская организация ИРИ. Индийское издание The Economic Times считает, что это «значительный геополитический шаг в сторону Ирана, который окажет существенное влияние на регион». Как пишет издание, это сотрудничество придаст динамику связям Индии с Афганистаном, Центральной Азией и Европой в обход Пакистана. По оценке The Economic Times, это первый случай, когда Индия возьмет на себя управление зарубежным портом. Нью-Дели также ожидает, что проект улучшит связь страны с международным транспортным коридором «Север–Юг», который разрабатывается совместно с Ираном и РФ.
В свою очередь иранская сторона также квалифицировала 10-летнее соглашение как большой успех страны и высоко оценила комплексные взаимоотношения с Нью-Дели. По этому случаю министр иностранных дел ИРИ Хоссейн-Амир Абдоллахиан заявил, что ИРИ рассматривает Индию как надежного партнера: «Индия – партнер, которому можно доверять».
Тем самым, совместный проект развития Чабахара, начало которому было заложено еще в 2015-2016 гг., вступает в фазу комплексного запуска мощностей порта и эксплуатации всех его инфраструктур, в которые индийская сторона осуществила многомиллиардные вложения. Процесс стартовал несмотря на все предостережения США о недопустимости экономического сотрудничества с Ираном, противоречащего логике санкций, наложенных Западом на Исламскую республику. Индия предпочла не сворачивать со взятого курса на включение Ирана в свой мегапроект торгово-энергетической коммуникации с ЕС и ЕврАзЭС, который стал основным конкурентом китайской глобальной программы «Один пояс – один путь». Надо полагать, что именно фактор этой конкуренции придает Нью-Дели уверенность в том, что США экзистенциально заинтересованные в политико-экономическом ослаблении Китая, в практическом плане не прибегнут к давлению на Индию из-за тесного взаимодействия с ИРИ.
Вашингтону, действительно, выгодно преимущество индийского маршрута над китайским в соперничестве за лидерство в континентальной торговле, однако США представляли первенство Нью-Дели в несколько ином ключе. В свое время Индии была предложена альтернатива прокладки своих основных логистических коммуникаций в Европу не через Иран, а через арабские страны и Ближний Восток. Еще в октябре 2023 г. в рамках состоявшегося в Нью-Дели саммита G20 США достигли договоренности с Индией о начале консультаций по разработке нового транспортно-энергетического маршрута Индия–Ближний Восток–Европа, с включением в его географию Саудовской Аравии, ОАЭ и других стран–интересантов из числа союзников США в регионе. Для гарантий безопасности и рентабельности этой альтернативной программы Вашингтон обещал Нью-Дели уладить противоречия и конфликтные вопросы в регионе. Прежде всего речь шла о возможности признания Эр-Риадом независимости Израиля, что стало бы отталкивающей точкой для начала улаживания палестино-израильского конфликта и сопутствующих ему противоречий в регионе.
Индия не отказалась от американских предложений, однако дальше подписанного меморандума дело пока не сдвинулось. Причиной стала новая кровопролитная война на Ближнем Востоке, которая вспыхнула именно в те самые дни, когда Дж. Байден убеждал индийского премьера Н. Моди в перспективности обходящего Иран маршрута.
Судя по всему, Нью-Дели готов и впредь обсуждать возможности осуществления американских предложений. Однако это не значит, что он будет ждать, пока США сумеют осуществить взятые на себя обязанности по установлению спокойствия и мира на географическом пространстве предложенного альтернативного маршрута. Поэтому иранское направление, по-видимому, остается приоритетным и пока еще наиболее безопасным для амбициозных планов Индии, и эта стремительно развивающаяся страна шаг за шагом привязывает ИРИ к логистической программе своей экономической экспансии на просторы Евразийского континента.