Комментарии

Израиль VS Турция: обострение или имитация?

Комментарий Центра АРВАК, 07.08.2024

Враждебная риторика между Турцией и Израилем достигла пика к исходу июля с. г.  28.07.2024 Реджеб Тайип Эрдоган, выступая перед общественностью в турецком Ризе, заявил, что может ввести турецкие войска в Израиль. В ответ на это министр ИД Израиля Исраэль Кац обвинил Турцию в фактическом участии в «иранской оси зла» и пообещал Эрдогану участь Саддама Хусейна.

На первый взгляд, характер взаимных обвинений и угроз дает основания думать, что стороны близки к «точке невозврата», за которой может последовать если не война, то разрыв всех отношений и вражда. Тем не менее, существует симптоматическое обстоятельство, указывающее на преждевременность такого вывода. Речь идет о нежелании Тель-Авива инициировать новый процесс по признанию на государственном уровне Геноцида армян в Османской империи. В течение нескольких десятилетий шесть различных вариаций закона о Геноциде армян вносилось на обсуждение Кнессета, однако каждый раз израильский парламент большинством голосов отклонял принятие закона «из-за его сложности и дипломатических последствий, а также ярко выраженного политического характера» и т. д.

В последний раз попытку провести закон о Геноциде армян в 2023 г. инициировала партия «Еш Атид» («Есть будущее») под руководством Яира Лапида, но и тогда Кнессет 28 голосами «за» и 41 «против» отклонил его принятие. Поначалу шансы успешного голосования казались велики, так как инициатива «Еш Атид» была предпринята на фоне очередного обострения турецко-израильских отношений в связи с инцидентом на суде Mavi Marmara (2010 г.). Однако правящая коалиция в составе «Ликуд» (лидер – Б. Нетаньяху) и «Наш дом Израиль» (лидер – А. Либерман) закон «похоронили». Это дало основание сторонникам инициативы в Израиле обвинить правящую коалицию и правительство в использовании вопроса Геноцида армян в политических целях. Согласно мнению проармянских кругов в Израиле, Б. Нетаньяху и А. Либерман тем самым дали понять Р. Эрдогану, что в их власти принять закон, либо его отвергнуть. В итоге, Турция предпочла занять более сдержанную позицию, а отношения двух столиц если и не нормализовались полностью, то относительно стабилизировались на определенный отрезок времени.

Возможно, что к аналогичному методу в ближайшем будущем может прибегнуть и Б. Нетаньяху, дав отмашку заинтересованным парламентским фракциям выступить с аналогичной законотворческой инициативой. Однако таких тенденций в политических кругах Израиля пока не наблюдается, из чего можно заключить, что праворадикальное правительство Б. Нетаньяху не оценивает положение дел в отношениях с Анкарой как критическое.

Наряду с вышесказанным имеется и один важный нюанс. Речь об иске ЮАР, поданном 29.12.2023 в Международный суд ООН против государства Израиль в связи с последними событиями в Газе. 07.08.2024 стало известно, что Турция также присоединяется к этому иску, требующему признать Государство Израиль виновным в совершении геноцида против палестинцев, в нарушении Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) 1948 года о предупреждении геноцида и наказании за него. В иске нашло место и требование немедленного ареста Б. Нетаньяху и нескольких других высших военных чинов Израиля, однако, как известно, данный пункт требований был отклонен Международным судом в Гааге не без давления США и их союзников, а само рассмотрение дела и вынесение окончательного решения по нему займет, по мнению экспертов, не менее 4-5 лет.

Можно предположить, что в вопросе гипотетического задействования «карты» Геноцида армян Тель-Авив будет действовать с учетом положения дел в инициированном ЮАР судебном процессе. И особое внимание будет уделять дальнейшему поведению Анкары в этом контексте. Если Турция не довольствуясь подписью под иском и вознамерится и дальше в практическом плане способствовать процессу признания Израиля геноцидальным государством, то вероятность инициирования и принятия Кнессетом соответствующего «проармянского» закона возрастет.

Сейчас же, судя по всему, такой потребности в Израиле не видят, что свидетельствует либо о достигнутой с Анкарой тайной договоренности не нарушать друг против друга определенные «красные линии», либо о нежелании Тель-Авива растрачивать на данном этапе «армянский козырь» против Турции.

В любом случае, оба варианта дают основания полагать, что сжигать все мосты не в интересах ни Израиля, ни Турции. Во всяком случае пока.