Израиль теряет статус «жертвы»
Комментарий Центра АРВАК, 07.04.2024
07.04.2024 исполнилось ровно шесть месяцев со дня начала новой кровопролитной войны между Израилем и ХАМАС. Полгода – это важный психологический рубеж для израильского общества, подталкивающий к обобщению итогов текущего этапа противостояния. И итоги эти, по объективным данным, не утешительны для еврейского государства, учитывая куда более удачный для Тель-Авива опыт прошлых палестино-израильских и арабо-израильских войн.
Динамику операции «Железные мечи» трудно назвать успешной: южные и центральные районы сектора Газа по-прежнему находятся под контролем ХАМАС, израильские заложники не освобождены, палестинские отряды продолжают ракетный обстрел израильских городов и поселений. Вместе с тем экономика страны переживает упадок; на внутриполитическом поле и в обществе в целом углубляются раскол и поляризация взглядов на войну; на международной арене Тель-Авив с каждым днем все чаще сталкивается с непониманием партнеров и даже ближайших союзников по вопросам перспектив и методов ведения войны в Газе.
Однако главной проблемой для еврейского государства и израильского народа в целом является фактор растраты едва ли не самого важного ресурса прочности, позволявшего успешно балансировать в мировой геополитической среде. Речь идет об «образе жертвы» израильского народа, сакральной идейно-пропагандистской концепции, заложенной в основу программы создания еврейского государства на землях Британской Палестины. Именно она с одной стороны способствовала трансформации национальной боли в силу с опорой на единение, а с другой – подпитывала в западной общественно-цивилизационной среде особый интерес и лояльность к геополитической доктрине натовских стран по бескомпромиссной поддержке израильского государства и народа.
Но сегодня ситуация в корне изменилась.
Неудачи военно-тактического порядка в столкновениях с отрядами ХАМАС в Газе, вкупе с царящими в коалиционном правительстве Нетаньяху ультрарадикальными настроениями стали причиной превращения «антитеррористической операции» «Железные мечи» в банальную расправу над мирным населением палестинского эксклава. Методика действий израильских сил в Газе, несмотря на декларированные Тель-Авивом принципы конвенциональной борьбы с терроризмом, все меньше отличаются от почерка режимов, жертвой одного из которых в прошлом и стал сам еврейский народ. В современных условиях доступности информации скрыть царящую в Газе катастрофическую ситуацию невозможно, тем более, что ее грамотная и систематизированная подача со стороны антиизраильских центров осуществляется на высокопрофессиональном уровне. Тем самым, в глазах мировой общественности «жертва» превращается в «палача», а убийства женщин и детей в Краковском или Варшавском гетто «перекрывается» жестоким фото- и видеорядом мирных жертв палестинского гетто под названием «Газа».
Процесс маргинализации Израиля и девальвации его права на подобный метод «обороны» набирает обороты, и западным политическим элитам, связанным с израильским государством и еврейскими диаспоральными структурами, становится все сложнее аргументировать необходимость безоговорочной поддержки израильской политики на Ближнем Востоке. А ведь в свое время именно чувство вины, не в последнюю очередь, двигало странами Запада в поддержке Израиля. И если ранее на Западе любая критика Израиля воспринималась как кощунство и антисемитизм, то сейчас Израиль критикуют как правые, так и левые, а нарратив «про антисемитизм» уже не действует.
Между тем, темпы растраты правительством Нетаньяху и поддерживающими его радикалами названного экзистенциально важного ресурса настолько высоки, что восполнить его Тель-Авиву и еврейской общемировой солидарности, возможно, не скоро удастся даже после прихода к власти в Израиле умеренных сил. А это чревато большой катастрофой для исторического проекта «Израиль».