Комментарий Центра АРВАК, 17.09.2024
В преддверии запланированных на 26.10.2024 парламентских выборов внутриполитическое напряжение в Грузии продолжает расти. И правящая партия «Грузинская мечта», и оппозиция, в основном представленная «Единым национальным движениям» (ЕНД) и рядом мелких партий–сателлитов, заявляют, что осеннее голосование станет «генеральным сражением» за будущее страны. Сторонам есть что терять, так как ожидается, что любая из сторон в случае своей победы может предпринять политико-правовые шаги по демонтажу политической базы соперника. В процессе борьбы, с новой силой вспыхнувшей вокруг «Закона об иноагентах», накопилось достаточно негатива и взаимных обвинений, так что «политическая вендетта» со стороны победителей представляется вполне вероятным сценарием дальнейших внутриполитических процессов в стране.
К примеру, действующие власти открыто обвиняют поддерживающего радикальную оппозицию президента С. Зурабишвили в «измене Родине»(1),(2). Так же циркулирует информация о подготовке следственных материалов против неформального лидера грузинской оппозиции Михеила Саакашвили, которого хотят привлечь к уголовной ответственности по делу о вовлечении Грузии в Августовскую войну 2008 г., фактически поставившую республику на грань уничтожения. В этом новом деле также фигурирует статья об «измене»(3). В свою очередь, радикальная грузинская оппозиция обещает своим сторонникам рано или поздно привлечь к ответственности основателя правящей партии «Грузинская мечта» Бидзину Иванишвили и представителей ныне действующего кабинета за отход от «одобренного нацией» западного вектора и либеральных ценностей, «единственно приемлемых для будущего Грузии».
Обе стороны обещают прибегнуть к политическому уничтожению оппонентов именно после парламентских выборов. Оппозиция обещает сделать это после победы на выборах, поскольку на данный момент не обладает властью. Правящая партия также стремится вначале выиграть голосование, чтобы заручиться безоговорочной поддержкой большинства граждан и полностью легитимизировать свои радикальные меры. «Именно в условиях парламента следующего созыва надо судить «Нацдвижение» с его сателлитами и партиями—преемниками», – заявил по этому поводу премьер-министр Ираклий Кобахидзе, – кто бы ни преодолел барьер [выборов], никто не избежит суда за преступления, совершенные ими, когда они были у власти, и затем в течении 12 лет, когда они были в оппозиции»(4).
Таким образом, осенние парламентские выборы становятся рубиконом, за которым в Грузии, при любом результате итогов голосования, могут начаться процессы по радикальному изменению политического ландшафта страны. Подобное развитие событий тем более грозит дестабилизацией, если учитывать, что ход выборов в этой южнокавказской республике сопряжен с опасностью вооруженных провокаций, попытки переворота и, возможно, гражданской войны. О высокой вероятности подобного сценария заявляют как сами грузинские власти, так и компетентные российские органы. В частности, с прямыми обвинениями в адрес Запада по поводу планируемых после выборов в Грузии антиконституционных действий выступила Служба внешней разведки РФ (СВР)(5). По ее сведениям, западные акторы сомневаются в способности партии Саакашвили ЕНД и других ее блоковых сателлитов взять реванш у «Грузинской мечты» на выборах 26.10.2024 и поэтому заведомо готовят в Тбилиси почву для осуществления вооруженного переворота в стране. СВР подробно изложила, якобы, запрограммированные Западом действия, в которых особые функции возложены и на президента Саломе Зурабишвили, и на оппозиционные партии, и на действующие под американо-европейской курацией грузинские НПО. Согласно, российской разведке, попытка переворота будет осуществлена по «давно практикуемым Западом стандартным лекалам»: с широкой пропагандистской кампанией на подконтрольных медиаресурсах, с массовыми акциями неповиновения, беспорядками и «сакральными жертвами», которые и должны послужить триггером для захвата власти улицей.
Нельзя исключать, что заявление СВР РФ – всего лишь информационных вброс, призванный обеспечить действующий грузинской власти свободное поле для маневра и большей радикализации ее действий в отношении оппозиции, выступающей с открытых антироссийских позиций. Так или иначе, фактически прямое вмешательство ведомства Сергея Нарышкина во внешнеполитические процессы в Грузии свидетельствует об их первостепенной важности для Москвы. То же с уверенностью можно сказать и о Западе, особенно если распространенная российской СВР информация не лишена оснований.
Грузия, по сути, стала одной из ключевых точек на геополитической карте Евразии, где коллективный Запад во главе с США вступил в прямое столкновение со своими глобальными соперниками – РФ и КНР. Для России свободная от чрезмерного западного влияния Грузия – это перспективный торгово-энергетический маршрут на юг, к Турции; это достаточно внушительная береговая линия стабильности на Черном море; и, наконец, – дополнительная гарантия безопасности своих кавказских границ, что предельно важно в условиях осложнения боевых действий вокруг Украины. Для Китая Грузия также имеет ключевое значение в контексте архитектуры «Срединного маршрута Великого Шелкового пути». Именно на Грузии замыкается сеть мультимодальных коммуникаций через Среднюю Азию и Каспий, призванных связать КНР с европейскими рынками. Поэтому окончательная утрата контроля над этой южнокавказской республикой поставит под удар стратегию США и их союзников по изоляции Москвы и ограничению роста политико-экономической экспансии Пекина на Евразийском континенте.
Тем самым, грузинская внутриполитическая повестка – это вопрос не столько самостоятельного выбора этой маленькой страной вектора развития и интеграции, что определит ее собственную судьбу, сколько проблема, от решения которой зависит диспозиция сил и интересов глобальных акторов в регионе. Согласно представителям грузинской власти и провластным аналитикам, «глобальная партия войны», правящая на Западе, стремится привести к власти в стране силы, которые способствуют вовлечению Грузии в войну против России и, тем самым, реализуют план открытия «второго фронта против РФ»(6). Об этом постоянно говорят российские политические круги, согласно которым именно вовлечение Тбилиси в войну и является главной целью Вашингтона и ЕС в вопросе переформатирования власти в Грузии(7). В свою очередь действующая оппозиция в Грузии и представители коллективного Запада не перестают утверждать, что нарратив о «втором фронте» и об «украинизации» Грузии – ложь, не имеющая ничего общего с действительностью(8).
В условиях активной политико-информационной деятельности сторон вокруг «грузинской геополитической партии» сложно определиться, какая из точек зрения наиболее близка действительности. Скорее всего, истина расположена где-то посредине декларируемых нарративов. Представляется маловероятным, что США и союзники смогут за короткий промежуток времени организовать упомянутый «второй фронт» в Грузии, и едва ли Грузия сама готова в политическом, экономическом и демографическом плане к осуществлению подобных претенциозных программ. Однако это не помешает Западу, в случае смены политической власти в Тбилиси, смоделировать в Грузии обстановку, транслирующую России дискомфорт и напряжение. Речь, в частности, идет в высокой вероятности основания в этой стране баз и центров подготовки украинских сил, по типу комплексов в Румынии, которые были задействованы в короткий промежуток времени у молдавской границы. Также не исключено, что грузинская территория может быть использована для массового лечения и реабилитации украинских солдат. Кроме того, можно будет ожидать интенсивное оснащение Грузии новыми системами ПВО НАТО и средствами слежения и разведки как в черноморской акватории, так и за небом Южной России. Что касается экономической составляющей плана по реформированию Грузии, то здесь не вызывают никакого сомнения ожидаемые шаги по ликвидации схем, помогающих РФ обходить санкции. Речь идет о возможностях реэкспорта в Россию через Грузию, о «теневых» банковских операциях в интересах РФ и прочих финансово-экономических сделках, подпадающих под санкционные меры США и ЕС. Также не исключена, под давлением Запада, денонсация Тбилиси договора по передаче китайско-сингапурской компании СССС проекта строительства глубоководного порта Анаклия и связанной с ним обширной логистической инфраструктуры в Грузии, которая в свое время была доверена американцам. Это, в свою очередь, сильно ударит по установленному между Тбилиси и Пекином тесному политико-экономическому взаимодействию, основанному на подписанной в 31.07.2023 «Декларации о стратегическом партнерстве»(9).
В целом, неограниченный доступ к грузинскому геополитическому ресурсу благодаря лояльности новых властей даст возможность США и их союзникам не только закрепиться в южнокавказской республике, но и укрепить свои позиции в соседней Армении и расширить инструментарий давления на Азербайджан, демонстрирующий после 2020 г. некоторые попытки добиться большей самостоятельности от Запада и интегрироваться в политико-экономические блоки под эгидой РФ и КНР.
Если при условии смены грузинской власти Запад добьется осуществления перечисленных выше пунктов своей грузинской повестки, то они в комплексе и могут стать тем самым «вторым фронтом» против России, для которого, в данном случае, необязательно рекрутировать грузинское население и начинать боевые действия. Очевидно, что в России хорошо видят настоящие планы США и их союзников, а также осознают высокую вероятность их осуществления, и поэтому, со своей стороны, стремятся как можно сильнее сгустить краски «революционных перспектив» и пытаются предостеречь грузинское общество от «неминуемой кровопролитной войны». Ведь даже с учетом сильного внешнего вмешательства как со стороны Вашингтона и Брюсселя, так и Москвы с Пекином, очень многое будет зависеть собственно от грузинских граждан и от их способности трезво оценить сложившуюся геополитическую ситуацию вокруг своей страны.
(1) «Мэр Тбилиси обвинил президента Грузии в измене и связи с «предателями»: RTVI (15.07.2024), https://rtvi.com/news/mer-tbilisi-obvinil-prezidenta-gruzii-v-izmene-i-svyazi-s-predatelyami/ (дата обращения: 13.09.2024).
(2) «Премьер Грузии обвинил президента в измене родине»: ТАСС (26.05.2020), https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20906417\ (дата обращения: 13.09.2024).
(3) «В Грузии могут возбудить против Саакашвили уголовное дело из-за войны с Россией»: Газета RU (08.08.2024), https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/08/08/23642323.shtml\ (дата обращения: 15.09.2024).
(4) «Ираклий Кобахидзе нашел себе неудачный пример»: Эхо Кавказа (23.08.2024), https://www.ekhokavkaza.com/a/irakliy-kobahidze-nashel-sebe-neudachnyy-primer/33090339.html\ (дата обращения: 14.09.2024).
(5) «США готовят переворот в Грузии» что замыслили на Западе»: РЕН ТВ (09.07.2024), https://ren.tv/longread/1238846-ssha-gotoviat-perevorot-v-gruzii-kakie-rychagi-davleniia-est-u-zapada\ дата обращения (14.09.2024)
(6) «В Грузии заявили о планах влиятельных глобальных сил открыть «второй фронт» против РФ»: Интерфакс (22.05.2024), https://www.interfax.ru/world/961865\ (дата обращения: 13.09.2024).
(7) «Запад не оставил идею открыть на Кавказе «второй фронт» против России, уверен Джабаров»: Вместе – РФ (23.08.2024), https://vmeste-rf.tv/news/zapad-ne-ostavil-ideyu-otkryt-na-kavkaze-vtoroy-front-protiv-rossii-uveren-dzhabarov/ дата обращения (14.09.2024).
(8) «Посол США в Тбилиси опровергает ложный нарратив об отношениях США и Грузии»: Голос Америки (14.06.2024), https://www.golosameriki.com/a/posol-ssha-v-tbilisi-oprovergaet-lozhnyj-narrativ-ob-otnosheniyah-ssha-i-gruzii/7656217.html\ (дата обращения: 15.09.2024).
(9) «Грузия и КНР опубликовали совместное заявление о стратегическом партнерстве»: Civil Georgia (31.07.2023), https://civil.ge/ru/archives/553863\ (дата обращения: 13.09.2024).