Баку в поисках автокефалии для «Албано-удинской церкви»

Комментарий Центра АРВАК, 07.05.2025
В одной из своих предыдущих публикаций Центр АРВАК прогнозировал, что АзР планирует развернуть масштабную работу по «восстановлению» автокефалии так называемой «Албано-удинской церкви». Об этих намерениях можно было заключить из беспрецедентной активизации маленькой удинской общины Азербайджана после 44-дневной Арцахской войны осени 2020 года. Бакинские власти организовали для представителей удинской общины серию поездок и паломничеств к наиболее значимым христианским святыням Республики Арцах, к тому времени оккупированным азербайджанской армией (Дадиванк в Карвачаре, Цицернаванк в Бердзоре и т. д.), а также инициировали широкое освещение в СМИ темы ее «законных прав» на культурно-религиозное христианское наследие Карабаха. Официальный Баку выступил с рядом заявлений о том, что АзР намерена помочь удинской христианской общине добиться «восстановления исторической справедливости» на международной арене и лоббировать инициативу в наиболее крупных и авторитетных христианских центрах мира. В частности, руководитель удино-албанской общины Азербайджана Роберт Мобили заявил, что при поддержке политических властей в Баку азербайджанские удины, как правопреемники наследия Кавказской Албании, намерены вернуть все свои исторические храмы и поднять перед Константинопольским патриархатом официальный вопрос о возвращении удинам всех прав и христианского наследия, в 19-м веке переданных русским монархом и Синодом армянской церкви.
С учетом имеющейся информации можно было предположить, что Баку уже с осени 2020 г. начал разрабатывать шаги по легитимизации на международном уровне захвата Республики Арцах и присвоению духовно-материального исторического наследия края с использованием «удинского фактора». Речь шла о попытке «восстановления» субъектности и суверенного статуса «(Кавказско) Албанской церкви» при поддержке Константинопольского патриархата и Ватикана, как наиболее авторитетных и влиятельных центров христианского мира. Причем, инициатива была запущена в жизнь без учета особенностей и конфессиональных различий общехристианской паствы, а следовательно – и неправомерности вмешательства католических и греко-православных центров в дела традиционных восточно-христианских церквей. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в Азербайджане готовы «восстановить» вымышленную автокефальную церковь Алуанка, с обращением остатков удинского этноса (являвшегося лишь одним из этносов исторической Албании), исповедующих традиции Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), в греко-православие либо католицизм, в зависимости от того, Фанар (Фенер) или Ватикан возьмет на себя смелость нанести удар по интересам Армянского Престола.
Для Баку вопрос экспроприации арцах-карабахского духовно-исторического наследия любыми способами – чисто политическая задача, тогда как для марионеточных структур крошечной удинской общины Азербайджана – вынужденная мера, навязанная режимом И. Алиева. Можно не сомневаться, что в случае согласия Константинопольского патриархата либо Папской курии создать «(Кавказско) Албанскую метрополию» или «католикосат» на 17-вековом фундаменте армянской духовной традиции Арцах-Карабаха, официальный Баку, проигнорировав негативный общественно-политический и научно-исторический резонанс в мире, приступит к реализации финальной стадии проекта.
Судя по публикациям в азербайджанских СМИ, изначально Баку рассчитывал на поддержку Константинопольского патриархата, возможно, учитывая то обстоятельство, что Фанар в недавнем прошлом уже имел опыт создания «новой церкви». Так 06.01.2019 Вселенский патриарх Константинополя Варфоломей вручил Православной церкви Украины (создаваемой на месте Украинской православной церкви Московского патриархата) томос о предоставлении ей автокефалии. Фанар пошел на этот рискованный шаг несмотря на бурную реакцию в православном мире и решение Московского патриархата разорвать евхаристическое общение с Константинополем, который, тем самым, фактически отторгнул в своих интересах «каноническую территорию» РПЦ. Однако этот опыт имел место быть в границах православного мира, что нельзя сравнить с намерениями Баку вовлечь Фанар в манипуляции с церковью удин, исторически и с точки зрения духовной традиции не имеющим отношения к ней. Кроме того, действия Фанара по расколу славянского православия на Украине, очевидно, были также инспирированы политикой Анкары, стремящейся в собственных интересах разрушить единство Русской Церкви и духовной солидарности славянских народов. Возможно, что пассивная реакция Фанара на предложение Баку, кроме прочих причин, также связана с рекомендацией официальной Анкары не ввязываться в инициированную Азербайджаном авантюру с т. н. «(Кавказско) Албанской церковью». Так или иначе, но признаки интенсивной работы Баку с Фанаром в этом направлении пока еще не наблюдаются. Складывается ощущение, что азербайджанские власти и сами осознают бесперспективность «константинопольского направления», чреватого, к тому же, высокой степенью риска в связи с наличием на Южном Кавказе еще одного православного патриархата – Грузинского, с которым у Баку, несмотря на демонстративную лояльность, имеются существенные трения по поводу христианского духовно-материального наследия северо-западных регионов нынешней АзР (Белоканы, Закатала, Гах). В этом контексте усиление влияния православного фактора на армянское наследие Карабаха, которое Баку под видом «(кавказско) албанской сокровищницы» хочет формально передать удинам, чревато для АзР дополнительными политическими сложностями, к которым режим И. Алиева вряд ли готов.
В противоположность пассивности на «константинопольском направлении» в последнее время фиксируется значительная активизация работы Баку с Ватиканом. Судя по открытым источникам, власти Азербайджана и Папская курия в последние месяцы интенсифицировали и без того динамичное взаимодействие по ряду направлений, к которым сейчас уже прибавился и «(кавказско) албанский кейс». Осенью 2024 г. стало известно, что на учебу в католические семинарии в Польше были направлены представители удинской общины Азербайджана. В конце июля 2024 г. в ватиканской официальной газете L’Osservatore Romano были опубликованы две статьи об «исконной принадлежности» всемирно известных христианских монастырей Арцах-Карабаха «древней Албании». Авторы публикаций в полном соответствии с азербайджанскими пропагандистскими нарративами изложили лженаучные тезисы об экспроприации армянами албанского культурно-религиозного наследия края, которое сейчас по праву якобы должно принадлежать Азербайджану и его народу.
Вслед за тем, 10.04.2025 в ватиканском Григорианском Папском Университете Святого Престола стартовала XII международная «научная конференция», посвященная наследию Кавказской Албании, на тему «Христианство в Азербайджане: история и современность». По сообщениям азербайджанских СМИ, «научное мероприятие» в Ватикане было совместно организовано Бакинским международным центром мультикультурализма, Институтом истории и этнологии НАНА имени Аббасгулу Аги Бакиханова, посольством Азербайджана при Святом Престоле и «Албано-удинской христианской религиозной общиной». Посылы указанной конференции также заключили в себе три основных тезиса:
- Азербайджан является правопреемником Кавказской Албании, которая была историческим Центром всей христианской жизни в регионе.
- Армяне путем подлога и варварских действий экспроприировали христианское наследие Кавказской Албании.
- Азербайджан – мультикультуральная и светская страна, где все этноконфессиональные группы испокон веков и до настоящего дня свободно исповедуют свою религию и чтут национальные традиции.
Выступившие на «международной конференции» ожидаемо ни разу не упомянули армян в ряду распространителей и носителей христианских традиций на Южном Кавказе, а также обошли молчанием тему их насильственного изгнания из «мультикультурального и светского» Азербайджана.
Скандальные публикации в издании L’Osservatore Romano, как и «конференция» в Папском Университете предсказуемо вызвали негативный резонанс в международных общественных и научных кругах и стали причиной для сдержанной, но, в то же время, предостерегающей Ватикан от дальнейших ошибок реакции ААЦ. В обоих случаях Римская курия предпочла выступить с оправдательными заявлениями, указывая на сложность контроля и цензурирования всех мероприятий и публикаций в рамках научно-культурной деятельности структур Ватикана, а также опровергая тезис о том, что Папский престол следует политике потакания азербайджанской программе по уничтожению армянского духовно-исторического следа на территории нынешнего Азербайджана. Однако едва ли приводимые Ватиканом аргументы заслуживают серьезного внимания, учитывая многослойную систему контроля теократического католического государства над своими органами управления и пропаганды. В пользу версии о согласованности и координации с азербайджанскими партнерами «научного контента» конференции и содержания публикаций в центральной газете Ватикана говорит тот факт, что Папская курия находится в самых близких деловых и дружеских отношениях с Баку, которые не собирается портить.
Достаточно вспомнить тот факт, что за неделю до упомянутой конференции, 03.05. 2025 посол АзР при Святом Престоле Ильгар Мухтаров получил из рук заместителя государственного секретаря Ватикана Эдгара Пенья Парра «Большой крест папского рыцарского ордена». Орден был учрежден папой Пием IX в 1847г. и предназначен для мирян, «внесших вклад в укрепление отношений с Римско-католической церковью». Кроме того, спустя всего лишь полтора месяца после опубликованных в L’Osservatore Romano статей, 12.09.2024, исполнительный директор Фонда Г. Алиева Анар Алакбаров и президент губернаторства государства-града Ватикан, кардинал Фернандо Варгес Альсага подписали договор о финансировании Азербайджаном реставрационных работ в базилике Святого Павла. Эта сделка явилась очередным звеном в достаточно длинном ряду «благотворительных предприятий», инициированных за последние годы вице-президентом Азербайджана и председателем Фонда Г. Алиева Мехрибан Алиевой в пользу Ватикана. Речь идет о многомиллионных вложениях Баку, бескорыстность которых вызывает сомнения. Однако очевидно, что «реставрационные транши» — это лишь видимая верхушка айсберга связей между Ватиканом и Баку. Можно предположить, что на самом деле финансовые отношения между центром католического мира и исламской страной, по факту одной из наиболее нетерпимых к христианскому наследию и ценностям, варьируются в суммах многим больше декларированных благотворительных траншей. Существует мнение, что речь может идти об отмывании доходов алиевской семьи в банковских структурах Ватикана, которые, как известно из открытых источников, не подлежат ревизии и аудиту международных структур.
Так или иначе, наличие неопровержимых финансовых связей между Святым Престолом и Азербайджаном подсказывает, что появление «(кавказско) албанского кейса» в повестке Ватикана – не случайность, а системная и согласованная работа. Ватикан, по факту, «подставляет плечо» Баку, пока лишь ограничиваясь информационной поддержкой Азербайджана в вопросе популяризации Кавказской Албании, дающей, как видится семье Алиевых, право на присвоение историко-цивилизационной компоненты оккупированного Арцаха. Однако нельзя исключать, что Католическая церковь готова прибегнуть к более решительным шагам, готовя почву для признания в долгосрочной перспективе и вопреки церковной канонике автокефалии создаваемой «Албано-удинской церкви», тем самым действуя в логике многовековой католической экспансии на Восток.
Предположим, что многое в этом вопросе может проясниться после избрания нового понтифика, от выбора которого во многом будет зависеть судьба азербайджанского проекта по вмешательству во внутрихристианские дела.