Комментарии

Алиев разыгрывает исламскую карту против Парижа

Комментарий Центра АРВАК, 11.03.2024

08.03.2024 выступая на проходящей в Баку конференции «Защита разнообразия: борьба с исламофобией в 2024 г.» Ильхам Алиев обрушился с обвинениями в адрес Франции. Со слов азербайджанского лидера, официальный Париж параллельно неоколониализму проводит в отношении мусульман политику ксенофобии и угнетения, организует разнообразные антиисламские акции. Согласно Алиеву, во Франции мечети, мусульманские центры культуры и кладбища периодически подвергаются вандализму, а исповедующие ислам граждане претерпевают гонения.

Риторика Алиева свидетельствует о том, что политико-дипломатический конфликт между Парижем и Баку, возникший в конце 2023 г. и сопровождавшийся обоюдной высылкой дипломатов и «шпионскими скандалами», продолжает набирать обороты. В феврале 2024-го страсти, казалось, было улеглись, что заставило некоторых экспертов предположить, что после этапа публичных перебранок и демонстративных акций стороны, все же, предпочли обуздать свои эмоции и пытаются вырулить ситуацию в более конструктивное русло в формате неафишируемых контактов. Тем более, что в практическом плане Париж и Баку объединяет значительный объем взаимных интересов, и, прежде всего, в сфере экономики, в том числе – контракты французского Total Energies, занимающего не последнее место в числе дольщиков экспортно-энергетического сектора АзР.

Между тем, речь Алиева продемонстрировала, что страсти не только не улеглись, но рискуют перейти в более сложное измерение. Точнее, к этому стремится именно Баку, пытаясь придать конфронтации с Парижем не политическую, а чисто религиозно-цивилизационную подоплеку.

Алиев явно испытывает дискомфорт и раздражение в связи с активизацией ФР на международных площадках по поводу чинимой Баку политики уничтожения армянского наследия и тысячелетних пластов христианской культуры на территории Нагорного Карабаха. Однако если Париж в своей кампании нисколько не увязывает и не встраивает варварства в Арцахе в контекст межрелигиозного противостояния, а ставит акцент на антигуманной и хищнической сущности, собственно, алиевского режима, то сам Алиев озвучивает зеркальные обвинения в адрес Парижа, при этом пытаясь приписать вменяемым ему «преступлениям» характер глобальной антиисламской борьбы.

Тем самым Баку, в очередной раз, пытается разыграть «исламскую карту» с прицелом на настраивание глобальной мусульманской уммы против Франции. И это при том, что сама АзР уже давно пользуется не лучшей репутацией в исламском мире. И дело не только в том, что подчеркнуто секулярный и националистический бакинский режим практикует гонения в отношении исламских общин и групп внутри страны. Речь еще идет и о демонстративной поддержке режимом Алиева Израиля в контексте последних событий в Газе. Ведь Азербайджан остался практически единственной номинально мусульманской страной в мире, которая приветствовала действия Тель-Авива и предоставила ему, как минимум, экономическую помощь на этапе широкомасштабных боевых действий против исповедующего ислам палестинского народа.

Обвинения в адрес Франции и обличение ее «антиисламской сущности» нелепы по определению, тем более, когда они звучат из уст главы Азербайджана. Если даже провести тривиальное сравнение данных о том, сколько средств выделили христианская Франция и исламский Азербайджан на удовлетворение социальных нужд обездоленных жителей Газы или, скажем, голодающих мусульман рохинджа, и какая из вышеуказанных стран-антагонистов и сколько раз отметилась на международных площадках политическими инициативами в поддержку этих притесняемых и гонимых групп, то результаты, однозначно, будут не в пользу Баку.