Комментарии

Азербайджан в списке стран особого контроля (SWL)

Комментарий Центра АРВАК, 15.01.2024

9 января 2024 г. комиссия при федеральном правительстве США USCIRF (US Commission on International ReligiousFreedom), руководствуясь Актом США от 1998 г. о международной свободе вероисповедания (IRFA), рекомендовала Белому дому санкционный список стран «в связи с тем, что они были причастны к особосерьезным нарушениям свободы вероисповедания или терпимо относились к ним (нарушениям)»(1).

В список были включены Мьянма, КНР, Куба, КНДР, Эритрея, Иран, Никарагуа, Пакистан, РФ, Саудовская Аравия, Таджикистан и Туркменистан.

Одновременно, USCIRF опубликовала «малый список» государств, которые уже находятся в «зоне риска» подавления религиозных свобод и подлежат, согласно докладу, особому контролю (Special Watch List). В «малом списке» –Алжир, Азербайджан, ЦАР, Коморские острова и Вьетнам(2).

Согласно Акту США о международной свободе вероисповедания, если правительство США в лице USCIRF вносит какую-либо страну в список SWL, то Конгрессу, тем самым, предсписывается предпринять неэкономические меры воздействия на данное государство. Если же эти меры исчерпываются или оказываются неэффективными, то считается необходимым принять меры экономического характера.

Включение Азербайджана в список SWL, согласно докладу USCIRF, непосредственно связано с противоправными действиями Баку в отношении армян Нагорного Карабаха и их культурно-религиозного наследия. В частности, в докладе упоминается о блокаде Лачинского коридора и военных действиях против Нагорного Карабаха, которые привели к массовому исходу более 100.000 армян. При этом, также говорится о риске в плане сохранности оставшихся в НК исторических и культурных, в том числе – религиозных памятников(3).

Законодательная инициатива, как и следовало ожидать, вызвала негативную реакцию Азербайджана. ВБаку думают, что в практическом плане инициатива Вашингтона может иметь для АзР куда более ощутимые последствия, чем декларативные призывы международных структур. Баку спокойно проигнорировал призывы СЕ, ПАСЕ, ЮНЕСКО и постановление Международного суда ООН от 7 декабря 2021-го о том, что «Азербайджан должен предотвратить разжигание ненависти и расовой дискриминации против армян и принять все необходимые меры для наказания за акты вандализма против армянского культурного наследия»(4), однако в случае с возможным решением Конгресса США о санкционных мерах эта страна может столкнуться со сложностями политического и экономического характера.

СПРАВКА: Традиционно, неэкономические меры воздействия, принятые Конгрессом США, предполагают общирный спектр давления на «штрафника», включая бойкот его инициатив на международных площадках, исключение из программ сотрудничества, критика в близких правительству США местных и международных СМИ, ограничение на въезд в США некоторых лиц из числа правительства данного государства и т.д. Экономические меры воздействия, рекомендуемые Конгрессу в случае необходимости нарастить давление, предполагают объективнокуда более эффективные методы, напрямую ущемляющие финансовоэкономическое благосостояние страны–оппонента. Это и аннулирование ряда программ экономического взаимодействия, и лишение финансовой помощи США, и ужесточение правил торговых договоров, и пересмотр инвестиционной политики, и, наконец, наложение персональных финансово-банковских санкций в отношении представителей высшей власти «страны–штрафника».

В случае с Азербайджаном, учитывая характер его политической организации, а также алгоритмыправления и личного обогощения политической верхушки, последний в списке инструмент воздействия можно считать самым болезненным для правящего режима, а потому – самым действенным. Известно, что Алиевы и сросшийся с ними финансово–политический истеблишмент АзР имеют большие интересы в банковском секторе и на рынке недвижимости в США и ряде стран Запада. Замораживание многомиллиардных банковских счетов алиевского режима и арест иных активов в качестве меры давления может нанести действующей азербайджанской власти непоправимый финансовый и имиджевый ущерб со всеми вытекающими из этого последствиями для уже сформировавшихся политических раскладов в этой стране.

В Баку осознают свою уязвимость, как, впрочем, и догадываются об истинных целях Вашингтона, включившего Азербайджан в список SWL. Представляется маловероятным, что данный шаг был осуществлен исходя из императива защиты армянского культурно–религиозного наследия Карабаха и свободывероисповедания «азербайджанских» армян. То же касается проблемы прав ориентированных на Иран шиитских (татских) общин Абшерона, малых христианских общин удин и грузин, суннитов лезгин и аварцев, как, впрочем, и всей политики жесткого госконтроля над религиозно-конфессиональной жизнью в стране.Безусловно, проблемы ущемления религиозных свобод и вмешательства в жизнь этно-конфессиональных групп в Азербайджане существовали всегда, однако Вашингтон именно сейчас взял на вооружение тезис об ущербности религиозной политики Баку и антидемократичности тотального контроля над обществом в вопросах вероисповедания.

Ряд экспертов склонен считать, что совпавшая по времени с алиевскими реверансами в сторону Москвы американская инициатива призвана «обозначить» новый рычаг давления на Азербайджан, с перспективой удержать Южный Кавказ в фарватере западной политики в преддверии противостояния НАТО с российско-китайским блоком(5).

Учитывая указанные стратегические цели США, а также большую персональную зависимость алиевского режима от настроений Вашингтона, можно предположить, что радикальный шаг американского правительства и симметрично резкое раздражение Баку(6), все же не приведут к разладу отношений между этими странами и не повлияют на основные векторы их тесного взаимодействия. Скорее всего, Баку проявит гибкость и станет осторожно корректировать свою российскую политику, ожидая, что доклад USCIRF по части Азербайджана в повестку Конгресса не войдет, либо, как максимум, станет лишь основной для инициирования «неэкономических мер воздействия».

(1) «Черный список» религиозных свобод: что это и какие страны в него входят? (19.11.2021) https://www.golosameriki.com/a/countries-of-particular-concern-explained/6319687.html (дата обращения: 08.01.2024).

(2) Там же.

(3) США будут следить за свободой вероисповедания в Азербайджане. (05.01.2024) https://www.dw.com/ru/ssa-budut-sledit-za-svobodoj-veroispovedania-v-azerbajdzane/a-67894466 (дата обращения: 08.01.2023). Более подробно см. Keely Bakken, State Control of Religion in Azerbaijan, Country update: Azerbaijan, United States Commission on International Religious Freedom (December, 2023) https://www.uscirf.gov/sites/default/files/2023-12/2023%20Azerbaijan %20Country%20Update.pdf (дата обращения: 06.01.2024).

(4) Международный Суд ООН принял решение о временных мерах, связанных с исками Армении и Азербайджана друг к другу. (07.12.2021) https://news.un.org/ru/story/2021/ 12/1415132 (дата обращения: 08.01.2024).

(5) Нана Хоштария, США давят на Азербайджан, потому что хотят быть единственным «оператором» на Южном Кавказе, «Москва-Баку» (09.01.2024) https://moscowbaku.ru/news/politics/ekspert_ssha_davyat_na_azerbaydzhan_potomu_chto_khotyat_byt_edinstvennym_operatorom_na_yuzhnom_kavka/ (дата обращения: 09.01.2024).

(6) См, например, Скандальная выходка Госдепа: США поручили оценить »религиозную свободу» в Азербайджане армянке.(05.01.2024) https://musavat.biz/ru/news/skandalnaya-vyhod ka-gosdepa-ssha-poruchili-ocenit-religioznuyu-svobodu-v-azerbajdzhane-armyanke_1034707.html (дата обращения: 08.01.2023).