Турцию не допускают к выходу из сирийской игры
Комментарий Центра АРВАК, 04.07.2024
01.07.2024 стало известно, что в турецком городе Кайсери начались демонстрации и погромы обосновавшихся там сирийских беженцев. По сообщениям СМИ, причиной стал инцидент с изнасилованием 6-летней сирийской девочки своим родственником. К вечеру беспорядки охватили весь город и участвующие в них молодые люди крушили магазины сирийцев, сжигали автомобили, вламывались в квартиры.
Сирийские арабы ответили зеркально, и на следующий день беспорядки охватили северные районы САР. Однако здесь главным образом нападениям подверглись новые турецкие административные власти и солдаты, осуществляющие боевое дежурство на оккупированных сирийских территориях в рамках «Операции по сохранению стабильности». Наиболее массовые нападения на турок произошли в г. Африн, где имели место настоящие уличные бои. Параллельно расширилась и география беспорядков в Турции. Вслед за Кайсери погромы сирийцев охватили Конью, Бурсу и Стамбул, а также города Центральной Анатолии.
Ситуация в обеих странах относительно стабилизировалась уже к исходу дня 02.07.2024, однако, несмотря на предпринятые властями Турции и Сирии меры, атмосфера остается крайне напряженной.
Случившееся можно было бы считать спонтанным событием, обусловленным накопившимся недовольством рядовых турок фактом массового наплыва в страну сирийских арабов, однако ряд обстоятельств свидетельствует о чисто политической, а не социально-бытовой подоплеке случившегося. Во всяком случае, едва ли можно считать обыкновенным совпадением тот факт, что беспорядки начались параллельно процессу подготовки Анкары и Дамаска к нормализации отношений. Первым о намечающихся контактах заявило турецкое издание AL Watan, по информации которого закрытые переговоры должны пройти в ближайшее время в Багдаде при посредничестве иракской и российской сторон. Согласно газете, Турции и Сирии предстоит обсудить в Багдаде «все детали, чтобы вернуть отношения между двумя соседями в нормальное русло, на прежний уровень». События же в Кайсери случились ровно через день после того, как стало известно о намечающихся в Багдаде переговорах.
Кроме того, в конце июня арабские телеграм-каналы, со ссылкой на свои источники сообщили, что высокопоставленные представители турецкой разведки (MIT) в городе Хаваркалис, расположенном на турецко-сирийской границе, заявили главарям протурецких группировок Северной Сирии о том, что им «придется сложить оружие и подчинится власти в Дамаске». Если эта информация достоверна, то она прямо подтверждает распространяемые в СМИ сведения о том, что Р. Эрдоган собирается свернуть военное присутствие в Северной Сирии, по крайней мере в тех районах, где нет доминанты курдского населения и группировок, аффилированных с Рабочей партией Курдистана (PKK).
Суммируя эти данные можно предположить, что Анкара в преддверии большой израильско-шиитской войны в Ливане стремится спешно дистанцироваться от потенциальной арены боевых действий (Ливан, Сирия, Израиль), дабы избежать перспективы быть втянутым в глобальную конфронтацию Запада с Ираном, вероятность которой нарастает с каждым днем. За последние 10 лет своего правления президент Р. Эрдоган неоднократно давал понять, что ни при каких условиях не потерпит вовлечения Турции в войну с Ираном. Нынешние же геополитические процессы в регионе подсказывают, что прямое столкновение Тегерана и Анкары станет неизбежным, если Турция окончательно не избавиться от своей части военно-политических планов по «разделу Сирии».
Следовательно, очень высока вероятность того, что события в Кайсери и последовавшие вслед за тем вспышки насилия в Турции и Сирии были организованы извне геополитическими центрами, не желающими выхода Турции из региональной антишиитской игры. По всей вероятности, речь может идти о Вашингтоне и Тель-Авиве, которые в свое время предусмотрительно допустили, чтобы эрдогановская Анкара, вторгаясь в Африн и другие сирийские районы, а также открывая границы для арабских беженцев, основательно увязла в Сирийской проблеме и усилила трения с Тегераном.
Симптоматично, что во время демонстраций и погромов в Кайсери и других турецких городах молодежь выкрикивала антиправительственные и антиэрдогановские лозунги. Из чего можно предположить, что скопившийся общественный негатив по поводу Сирийской проблемы легко конвертируем во внутриполитическую повестку, что становится дополнительной проблемой для Эрдогана и руководимой им команды. Это еще один существенный сигнал ему, что самостоятельность Турции, о которой он постоянно говорит, по определению не может считаться таковой на самом деле, и что действия Анкары не могут предприниматься вне контекста общей стратегии Запада на Ближнем Востоке.