Туранский клин переводится в режим активизации
Комментарий Центра АРВАК, 09.08.2024
08.08.2024 на сайте издания «Казахстанская правда» была размещена статья главы Казахстана Касым-Жомарта Токаева, лейтмотивом которого стала идея объединения стран Центральной Азии в некую новую оборонительную систему. «На фоне сохранения сложной военно-политической обстановки по периметру Центральной Азии возникает необходимость кооперации в сфере оборонной политики и безопасности. Особую актуальность приобретает создание региональной архитектуры безопасности, в том числе посредством разработки каталога рисков безопасности для Центральной Азии и мер их предупреждения», – говорится в статье главы Казахстана.
Выбор времени публикации этой статьи неслучайно совпал со встречей глав государств Центральной Азии и Азербайджана в казахстанской Астане, стартовавшей в тот же день – 08.08.2024. Как потом стало известно, практически каждый из лидеров, выступивших с программной речью за круглым столом, высказался по поводу необходимости объединия усилия для создания надежной «среды безопасности» в Центральной Азии. Об этом говорили и президент Узбекистана Шавкат Мерзиеев, и глава Киргизии Садыр Жапаров. Президент Азербайджана Алиев также уделил в своей речи большое место этому вопросу. Он заявил, что нарастающие в мире угрозы и вызовы требуют укрепления сотрудничества между странами в сфере обороны и безопасности. И. Алиев особо коснулся темы обучения курсантов из стран Средней Азии в военно-образовательных учреждениях АзР, рассказал о пользе проведенных в Казахстане международных оперативно-тактических учений «Бiрлестiк-2024» («Единство-2024»).
Практически в то же время СМИ Казахстана опубликовали отчет министерства обороны республики об уже проделанной работе и намеченных планах по дальнейшему повышению боевой мощи казахстанской армии и ее оснащению современной техникой. В отчете были приведены данные о комплектации частей казахстанской армии сотнями единиц бронетехники, артсистем и других новейших средств ведения войны. Документ представил казахстанскую армию в качестве сильного фактора, готового взять на себя важную роль в выстраивании новой системы безопасности в регионе.
Тем самым, кампания по освещению встречи и информационный фон, на котором прошла работа лидеров стран Центральной Азии и Азербайджана, способствовали тому, чтобы астанинская встреча символизировала выход на качественно новый уровень интеграции центральноазиатских стран – от культурно-экономического сближения к военно-политическому союзу. Центр АРВАК в недавнем прошлом уже писал о наличии признаков подобной тенденции.
Судя по всему, сейчас речь идет о процессе материализации идеи радикальных идеологов тюркского мира – «Армии Турана». Собственно воплощение в жизнь этой идеи началось с середины 90-ых прошлого века, и на данном этапе имеет место политико-правовое оформление и легитимизация программы. В общем контексте указанной проблемы центральноазиатским странам предстоит поставить под вопрос эффективность существующей системы безопасности на основе ОДКБ. Прямых месседжей о несостоятельности и анахронизме этой организации еще нет, однако суть обсуждений в Астане, по сути, сводится именно к этому.
На нынешнем этапе процесса логично и отсутствие стержневой страны практически анонсированного военно-политического проекта – Турции. Очевидно Анкара останется в тени с тем, чтобы акцентировать региональную, но не этно-региональную суть планируемой новой системы безопасности. Выход Анкары на авансцену в качестве лидера и локомотива проекта будет осуществлен позже, с учетом хода дел Ирана на Ближнем Востоке и России на Украине, а сейчас уже – и на собственной территории (Курск).
Очевидно, что риторика тюркских лидеров о собственной новой системе безопасности непосредственно связана с событиями вокруг Ирана и России. Нельзя не заметить совпадения, когда провокационное убийство лидера ХАМАС И. Хании и вторжение ВСУ на территории непосредственно РФ случились в преддверии подписания Тегераном и Москвой договора о стратегическом сотрудничестве. Встречу же и заявления тюркских лидеров о необходимости создания собственной системы безопасности, что подразумевает создание «Армии Турана», следует считать третьим компонентом глобальной игры Запада, направленной на недопущение институционализации российско-иранского союза и разведения этих стран «по своим делам». Исходя из этого следует понимать, что «туранский клин», создание которого курировали на протяжении десятилетий США и Великобритания, форсированно приводится в режим активизации, со всеми вытекающими из этого последствиями для ИРИ и РФ.