Новые проблемы в отношениях Европа – Азербайджан
Комментарий Центра АРВАК, 24.01.2024
В ответ на заявления Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля о беспокойстве по поводу территориальных претензий Азербайджана к Армении, Баку выступил с жесткой критикой этой европейской организации. 22.01.2024-го МИД АзР заявил, что «решительно отвергает необоснованные обвинения».
«Вопиющее искажение фактов со стороны Верхового представителя ЕС является игнорированием законных интересов Азербайджана, а также угрожающая риторика является ярким примером двойных стандартов, которые еще более обостряют отношения между Азербайджаном и ЕС… Помимо полного искажения взглядов президента Азербайджана относительно исторических фактов, касающихся территорий Азербайджана и Армении, Верховный представитель провоцирует милитаризацию и агрессивную политику в отношении Азербайджана», – говорится в заявлении МИД. В Баку также сочли вмешательством во внутренние дела Азербайджана замечания Борреля относительно выдворения из страны французских дипломатов и пообещали «решительно препятствовать любым претензиям против своих национальных интересов и попыткам узаконить угрожающие высказывания».
Следует предположить, что вышеприведенная последняя фраза касается санкций, о которых недвусмысленно намекнул Боррель, подчеркнув в своем выступлении, что любое нарушение территориальной целостности РА недопустимо и будет иметь серьезные последствия для отношений ЕС с АзР.
Заявление Борреля прозвучало на фоне решения Президентского комитета ПАСЕ по инициированию процедуры ограничения участия АзР в этой организации, вплоть до исключения из нее по целому ряду причин, в том числе – отказ приглашать делегацию ПАСЕ на февральские президентские выборы и недопуск в прошлом докладчиков этой организации в Лачин (Бердзор).
Судя по всему, импульсивный ответ МИД АзР на рекомендации Борреля связан с тем, что в Баку осознают перспективу девальвации отношений с европейскими организациями и странами, играющими ключевую роль в их политике.
Очевидно, Баку переоценил свои возможности в политико-дипломатической схватке с Парижем, который переводит конфликт из сферы двусторонних отношений в значительно более широкий контекст взаимоотношений «Европа – Азербайджан», в котором у Парижа имеется более обширный инструментарий давления на режим Алиева. И это давление постепенно будет только нарастать не только в связи с препятствованием Баку попыткам Парижа закрепиться в Армении, но из-за стараний И. Алиева отмежеваться от западных переговорных площадок для урегулирования отношений с РА и, в целом, ввиду растущей уверенности ЕС в переориентации внешнеполитического курса Азербайджана на Москву.
Следует ожидать, что в складывающейся неблагоприятной ситуации Баку вновь попытается перевести суть вопроса из политической плоскости в экономическую и разыграть в отношениях с европейскими организациями свой «энергетический козырь», опираясь на поддержку главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, пролоббировавшей лояльность европейских структур к недемократическому режиму И. Алиева в связи с «беспрецедентной ценностью азербайджанских энергоресурсов для Европы».