Мессидж Э. Блинкена на брифинге по итогам брюссельской встречи
Комментарий Центра АРВАК, 07.04.2024
05.04.2024 в Брюсселе состоялись переговоры между премьером РА Николом Пашиняном, госсекретарем США Энтони Блинкеном, председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и Верховным представителем Европейского Союза Жозепом Боррелем. По итогам встречи стороны не выступили со сколь-нибудь существенными заявлениями, проливающими свет на суть переговоров и конкретных результатов по ним. За исключением оглашения объемов обещанной финансовой помощи Армении и некоторых нюансов относительно адресной помощи армянской экономике, переговорщики ограничились лишь общими фразами оценки ситуации, связанной с безопасностью РА и заверениями в поддержке стремлений Еревана «к демократическим реформам и миру в регионе».
Скупость, вопреки ожиданиям, комментариев со стороны участников встречи породила разные оценки в среде экспертов и СМИ. В основном преобладают две версии. Согласно одной, брюссельские переговоры не были прорывными в контексте их воздействия на внешнеполитический курс РА, и поэтому стороны не сочли нужным лишний раз афишировать их конкретную повестку. По другой – прорывные договоренности все же имели место, но остались за кулисами встречи и, учитывая их особую важность, просто не подлежат публичной огласке.
На наш взгляд, делать какие-либо обобщающие выводы, опираясь на имеющиеся официальные данные, пока еще преждевременно. Тем более, что их, так или иначе, придется сверять с дальнейшими практическими действиями армянской власти и ее риторикой как минимум в ближайшие два-три месяца. И тем не менее, в лишенных особой конкретики заявлениях переговорщиков имели место нюансы, основываясь на которые можно высказать некоторые интересные догадки.
Речь, главным образом, идет о словах Э. Блинкена в поддержку предложенной армянскими властями идеи «Перекрестка мира», озвученных на брифинге. «Господин премьер-министр, мы поддерживаем идеи, которые лежат в основе Вашего предложения «Перекресток мира». Мы видим более интегрированный Южный Кавказ с новыми транспортными маршрутами, энергетическим сотрудничеством, телекоммуникациями. Это будет способствовать диверсификации экономики, расширению возможностей и содействию усилиям по миру и примирению», – заявил госсекретарь США.
Следует подчеркнуть, что в контексте этой программы Блинкен особо упомянул о «новых транспортных маршрутах», что можно трактовать по разному: и как прямой намек на армяно-иранскую дорожную магистраль с привязкой к ней давно обсуждаемого железнодорожного маршрута Север–Юг, и как отсылку на лоббируемые азербайджано-турецким тандемом коммуникации через Сюник в направлении Нахиджевана. Кроме того, термин перекресток (crossroads) обозначает точку пересечения разнонаправленных магистралей, и поэтому применительно к Армении его невозможно представить без дополнения к пути Восток–Запад, о котором пекутся Анкара и Баку, магистрали Север–Юг, который в свою очередь упорно продавливают Ереван и Тегеран.
В свою очередь, для подтверждения версии лояльности США к идее воплощения в жизнь новой армяно-иранской магистрали здесь следует напомнить об интенсивной работе западных площадок по лоббированию проекта «индийского торгового маршрута» в Европу. Главным двигателем этой идеи является Вашингтон, стремящийся сломать «китайскую игру» на создание мегапроекта «Один пояс –
один путь», или, как минимум, диверсифицировать торгово-энергетические коммуникации по оси Восток–Запад с прицелом на экономическое ослабление Пекина и вывод Москвы из географии основных грузовых маршрутов. В свою очередь индийская сторона настаивает на предпочтительности для себя «дружественной» армяно–иранской территории, как наиболее безопасной и поддающейся комплексному контролю.
Если предположить, что западные страны и Индия достигли консенсуса по армяно-иранскому отрезку, то возникает вопрос: какая же из держав будет осуществлять патронирующий контроль над ним на армянской территории? Представляется нереальным, что коллективный Запад пойдет на консенсус без собственных претензий на такой контроль. Речь идет об иранской границе, возможность мониторинга которой в привязке к управлению «армянским торговым перекрестком» позволит США и его союзникам основательно закрепиться в регионе.
Имея в виду усиливающееся влияние коллективного Запада на действующие армянские власти, можно предположить, что, с учетом данного обстоятельства, США предлагают всем заинтересованным сторонам свое видение «Перекрестка мира» и не поддержат маршруты ни по какой иной оси по отдельности или вместе взятых без согласия на собственный патронат. Не исключено, что именно этим и обусловлена нервная реакция Баку на брюссельскую встречу, обозначившую конец игры Турции и Азербайджана на получение в собственное пользование экстерриториального Сюникского «коридора», свободного от постороннего контроля.