О «Курдском проекте» США и Израиля в «Сирийском вопросе»
Комментарий Центра АРВАК, 14.12.2024(1)
Уже спустя сутки после падения режима Б. Асада стало ясно, что сохранение единства Сирии – трудноразрешимая задача. Сами процессы, идущие вразрез с интересами сирийского суверенитета, развернулись намного раньше. К 10.12.2024 подразделения армии Турции были замечены в городе Джераблус, провинция Алеппо. В тот же день израильские танки появились на дальних подступах Дамаска, и это при том, что США задействовали в регионе тяжелые бомбардировщики В-52H и другую авиацию, которая не фиксировалась в небе САР со времен боев с ИГИЛ. Согласно Центральному командованию ВС США (CENTCOM), американская авиация осуществила бомбовые удары по позициям «остатков ИГИЛ» на востоке и юго-востоке Сирии с целью предотвращения попыток боевиков вновь воспользоваться дестабилизацией в стране.
Можно предположить, что массированная воздушная атака ВВС США связана с планами Пентагона «расчистить» иракско-сирийскую границу от дислоцированных там исламистских формирований и создать условия для ввода своих сухопутных сил в левобережную зону Евфрата. Насчитывающий на данный момент от 800 до 900 солдат военный контингент США в САР недостаточен для выполнения задач, которые поставила перед Штатами новая сирийская реальность.
Официально Белый дом и Пентагон заявляют, что приняли решение «не уходить из Сирии», поскольку в американской военной помощи на данный момент сильно нуждаются «Сирийские демократические силы» (СДС) – курдский интернациональный военный альянс, который совместно с некоторыми арабскими, ассирийскими и туркоманскими отрядами контролирует «Автономную администрацию Рожавы» на северо-востоке Сирии. Пока Вашингтон не говорит о планах по увеличению своего контингента, однако озвученные им опасения относительно «высокой вероятности атаки» курдов со стороны игиловцев и конгломерата свергнувших Б. Асада протурецких исламистских сил намекают, что подобную возможность исключать нельзя.
Тем самым, уже вырисовываются контуры «оккупационных зон» или «территорий влияния» в Сирии, наличие которых противоречит озвученным планам лидера «сирийской революции» Абу Мухаммада аль Джулани (Ахмад Хусейн аш-Шараа) по сохранению территориальной целостности и суверенитета Сирийской Арабской Республики.
На данный момент практически вся центральная часть страны и ее север с центром в Алеппо перешли под контроль Турции. Юг республики очутился под фактическим надзором Израиля, который оккупировал сирийские предгорья Голан, продвинул свои позиции вдоль всей сирийско-израильской буферной зоны, созданной по соглашению от 1974 г. и установил свои позиции на горе Ермон и вплотную приблизился к Дамаску (танки ЦАХАЛ-а стоят в 20 км от сирийской столицы). Восток Сирии, как уже было сказано, переходит под контроль США. На данный момент не вполне ясной остается только судьба северо-западной прибрежной провинции Латакия, населенной преимущественно алавитами, из среды которых происходит династия Асадов. Города и другие населенные пункты на этой территории уже заняты конгломератом протурецких «повстанческих сил» под руководством аль-Джулани, однако главный актив этого региона – порт Тартус, пока остается без явного «хозяина».
Согласно британским источникам, на 10.12.2024 российская средиземноморская эскадра в составе пяти надводных кораблей и одной подводной лодки оставалась еще в прибрежной зоне. При этом, согласно израильскому министерству обороны, 09.10.2024 ЦАХАЛ массированным ракетным ударом уничтожил военно-морской флот Сирии, пришвартованный в Тартусе. Атаке подверглись лишь суда, тогда как портовая инфраструктура базы ВМФ САР практически не пострадала. Это может свидетельствовать о том, что между основными акторами «сирийского раздела» существует некая договоренность по поводу будущего этой базы, которая имеет стратегическое положение в Восточном Средиземноморье и обладает возможностью принимать и проводить обслуживание крупногабаритных военных судов.
Можно предположить, что российская сторона, удерживающая свою эскадру в прибрежной зоне, пока еще сохраняет надежду договориться с сирийскими акторами по сохранению своего присутствия в Тартусе. Однако подобный сценарий маловероятен, поскольку, с одной стороны, у РФ больше нет партнеров в новой «сирийской мозаике», а с другой – стратегический актив Тартуса – это одно из главных приобретений акторов по результатам демонтажа режима Б. Асада. Кроме того, дальнейшее пребывание российских ВМС на этой базе едва ли целесообразно по причине отсутствия их воздушного прикрытия. Эту функцию выполняла база ВВС РФ в Хмеймиме, но сейчас она эвакуирована, и ее территория находится под контролем протурецких сил.
Уничтожение кораблей ВМС Сирии Израилем может свидетельствовать о том, что Тель-Авив и Вашингтон не признают за протурецкими силами в Сирии право иметь собственный флот. Это может означать, что они сами намерены в будущем взять под контроль базу в Тартусе и, возможно, и все сирийское прибрежье, тем самым отрезав новому сирийскому правительству выход к морю. США в ближайшей перспективе могут сделать это несмотря на недовольство Турции. Поводом может стать необходимость защиты латакийских алавитов от бесчинств протурецких сил, которые, кстати, уже имеют место. В Турции это понимают, как и перспективы по превращению Пентагоном Латакии в удобный плацдарм для снабжения американской группировки в Восточной Сирии, которая будет наращиваться в поддержку курдской администрации Рожавы.
О появившихся у Анкары признаках тревоги из-за дел в Сирии свидетельствует ряд событий. Турецкие официальные лица начали открыто обвинять Тель-Авив в оккупации южных районов Сирии и на этом фоне поспешили сами ввести войска в провинцию Алеппо. Вслед за тем последовал информационный вброс из Анкары о том, что «революционные силы» во главе с Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ) намерены переместить столицу САР из Дамаска в Алеппо. И, наконец, ХТШ в союзе с «Сирийской национальной армией» (СНА), напрямую управляемой из Анкары, начала наступление на Дейр-эз-Зор, неделю назад переданный войсками Б. Асада курдским формированиям Рожавы.
Анкара стала опасаться, что поддержанный главой турецкого МИД Хаканом Фиданом манифест лидера Хайят Тахрир аш-Шам аль-Джулани «о сохранении целостности и суверенитета Сирии» становится неисполнимым. И главной угрозой Турции в следствие провала заявленных целей манифеста может стать создание Курдского государства на северо-востоке Сирии. В Анкаре заподозрили США и Израиль в нарушении прежних договоренностей и в стремлении к расчленению Сирии, с прицелом на оккупацию Дамаска, Латакии, а также окончательного вывода Рожавы и всего левобережья Евфрата из состава САР. Именно поэтому, не имея военной необходимости, Турция все же вторглась в Джераблус и, по-видимому, будет двигаться дальше. Также она спешно направила подконтрольные ей силы СНА в Дейр-эз-Зор для того, чтобы отрезать курдов Рожавы от нефтяных скважин этого региона. Вместе с тем, Анкара предостерегла своих оппонентов, что может «переместить» сирийскую столицу непосредственно к своей границе, после чего оккупировать ее.
В ответ Вашингтон поспешил заверить Анкару, что не предпринимают никаких шагов без учета ее интересов. 09.12.2024 неназванный высокопоставленный американский чиновник заявил СМИ о том, что министр обороны США Ллойд Остин, глава ЦРУ Уильям Бернс и госсекретарь Энтони Блинкен ведут «конструктивный диалог» с турецкой стороной по поводу положения в Сирии. А 12.12.2024 Блинкен прибыл в Анкару, где его в аэропорту встретил лично Р. Эрдоган, что является беспрецедентным случаем в истории турецкой дипломатии. По итогам переговоров в Анкаре госсекретарь США заявил, что США «согласовали» с Турцией все недопонимания по Сирии. Турецкая сторона в своих комментариях оказалась более сдержанной и оптимистичных оценок беседы с Блинкеном не озвучивала.
Очевидно, что высокопоставленные американские чиновники всячески старались снять подозрения Турции по поводу планов США и Израиля. Однако эти подозрения только нарастают. Очередной причиной для них стали массированные израильские бомбардировки сирийских военных кораблей, аэродромов, самолетов, ракетных и других арсеналов, которые, как считают в Турции, легитимно достались осуществившим революцию ХТШ и СНА от армии Асада.
Судя по поступающим в СМИ косвенным данным, между США и Турцией назревает скандал, однако который обе стороны пока пытаются скрыть. В этой связи примечательно сделанное 10.12.2024 заявление высокопоставленного американского чиновника, заместителя постпреда США в ООН Роберта Вуда, которое проливает свет на суть проблемы. Вуд отметил, что Турция является союзником США и партнером по НАТО и поэтому их тесное взаимодействие будет продолжено в ближайшие дни, недели и месяцы. Он ничего не сказал о необходимости сохранения сирийского суверенитета, но при этом подчеркнул, что «власти, принявшие на себя управление в Сирии, находятся под пристальным наблюдением международного сообщества, которое хочет убедиться, что их риторика реализуется». Также Вуд добавил, что «США хотят убедиться, что боеприпасы, оставленные режимом в Сирии, не представляют опасности».
Тем самым, официальный представитель США дал понять, что взаимодействие США и Турции по дальнейшей судьбе Сирии возможно только на условиях американской стратегии. А она предполагает, что захватившие власть в Сирии группировки не должны препятствовать планам США и Израиля. Следовательно, уничтожение Тель-Авивом попавших к «революционерам» арсеналов оружия – превентивная мера для исключения их неразумных шагов в будущем.
Тем самым, Турция очутилась в ситуации, когда ей следует либо присоединиться к планам по разделу Сирии и довольствоваться северными и центральными районами страны, либо быть готовой примерить уже на себе роль Ирана и России, тщетно пытающихся силой удержать единство страны в руках опекаемого режима. Однако главная сложность этой дилеммы для Анкары заключается в том, что в обеих случаях остается актуальным вопрос создания на уже бывшей территории САР курдской государственности, которая в перспективе может включить в себя также курдонаселенные регионы северного Ирака, где дислоцируются союзные Рожаве группировки РПК (PKK).
Анкара считает себя обманутой, однако не может говорить об этом в полный голос. В турецком обществе царит эйфория по поводу свержения Асада и фактического захвата Алеппо, и Р. Эрдогану не хочется сейчас портить это торжество плохой новостью о том, что союзники в лице США и Израиля откровенно нарушают «прежние договоренности».
Между тем израильские СМИ уже открыто заявляют, что Тель-Авиву «сейчас как никогда» нужно приложить усилия для создания независимого Курдистана. В свою очередь израильские власти более осторожны в своих заявлениях, но и они дают понять, что процесс разрешения «Курдской проблемы» вступает в решающую фазу. Так, 10.12.2024 министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар заявил, что фактическая фрагментация Сирии неизбежна: «Нереалистично думать о том, чтобы одно сирийское государство имело суверенитет над всем регионом. Логично было бы добиться автономии, и возможно, федерального правительства для сирийских меньшинств». Слова Саара свидетельствуют о том, что Израиль намерен воспрепятствовать попыткам Турции и ее прокси установить единый порядок на всей сирийской территории и уже осуществляет с союзными США комплекс действий по ослаблению и расколу «антиасадовской революционной коалиции». Центральной же задачей этой программы, по-видимому, должно стать создание всех условий для окончательного вывода курдской администрации Рожавы из-под гипотетического сирийского суверенитета. Сомнения по этому поводу развеяла распространенная 12.12.2024 ближневосточными СМИ новость о том, что лидеры СДС, на фоне угрозы наступления исламистов, обратились к Тель-Авиву, прося израильскую военную помощь и содействие в создании собственной государственности.
Турецкие СМИ с тревогой констатируют, что Израиль и США что-то замышляют на территории, подконтрольной СДС. 10.12.2024 глава Центрального командования ВС США генерал Майкл Курилла посетил восток Сирии, где на одной из баз США провел конфиденциальную встречу с лидерами курдских сил Рожавы. После этого американский командующий вылетел в Багдад, где провел переговоры с премьер-министром Ирака Мухаммедом ас-Судани.
Данные экстренные встречи не могут не наводить турок на мысль о том, что американские военные ищут возможность создания надежного логистического маршрута через территорию Ирака для переброски курдам новых партий вооружения. Вместе с тем, Анкара негодует по поводу того, что пока Израиль бомбил доставшуюся ХТШ и СНА военную инфраструктуру Сирии, курдские группировки смогли вывезти из Дейр-эз-Зора и перенаправить на подконтрольные себе территории российские средства противоздушной обороны (ЗРК «Куб»), а также тяжелое вооружение и боеприпасы из арсеналов армии Асада. Эти события дают повод турецким аналитикам заключить, что курды СДС активно готовятся к боям с ХТШ и СНА, причем степень их защищенности от возможных ударов турецкой авиации многократно возрастет, учитывая, что в свое время американцы уже передали им достаточное количество переносных систем ПВО западного производства.
Тем самым можно констатировать, что вероятность широкомасштабных боевых действий между поддерживаемыми Турцией сирийскими формированиями и курдскими силами Рожавы, которых опекают американцы и израильтяне, очень высока. Это свидетельствует о глубоком разломе в платформе антиасадовской коалиции.
Более того, противоречия между Турцией с одной стороны и США и Израилем с другой могут вылиться в нечто большее, если ХТШ откажется от подговариваемой турками конфронтации с курдами. Основания для таких предположений есть, имя ввиду неоднозначные оценки международных экспертов относительно личности аль-Джулани. Есть данные, что этот человек сотрудничает одновременно как с турецкими, так и американскими и израильскими спецслужбами, и трудно предугадать, в пользу какой из сторон он будет действовать, если Анкара, Вашингтон и Тель-Авив не смогут достичь консенсуса по будущему Сирии.
Согласно некоторым российским аналитикам, не исключено, что ХТШ во главе с аль-Джулани может отказаться от тесного сотрудничества с Турцией и не поддержит ее планы. Учитывая такую возможность, пока рано говорить, что все акторы «сирийской революции» однозначно не изменят своей позиции по окончательному изгнанию русских из Сирии. При определенной логике развитий, может сложиться ситуация, когда кому-то из главных действующих игроков в регионе (главным образом, Турции) присутствие русских станет выгодным. И не исключено, что именно поэтому российская эскадра пока еще не снялась с якоря у сирийской береговой линии.
Резюмируя изложенное следует заключить, что США и Израиль, используя неоднозначную ситуацию в Сирии и сложности, которые будет испытывать Турция в связи с попытками собрать сирийский «пазл» в приемлемую для себя конфигурацию, уже предпринимают попытки, направленные на окончательный откол курдской автономии. Вашингтону и Тель-Авиву не внушает доверия идея «собирания» сирийских земель под началом, якобы, спешно секуляризируемых исламистских сил, к созданию которых в свое время они сами и приложили руку для борьбы с иранским влиянием в регионе. С падением режима Б. Асада и ослаблением «Хезболлы» шиитская «Ось сопротивления» на Ближнем Востоке разрушена, однако возможность легитимизации суннитских бандформирований на политическом наследии семьи Асадов может создать новые вызовы для союзников. Безопасность Израиля и стратегические интересы США в регионе требуют фрагментации САР с чередой междуусобных войн между сирийскими партиями, бандформированиями и этническими группами, ход которых ослабит их потенциал, а с другой стороны создаст все условия для достижения суверенитета Курдистана.
По мнению стратегов США и Израиля, ставка на независимость Сирийского Курдистана, в перспективе готового интегрироваться с иракскими собратьями, полностью отвечает их интересам по конструированию нового порядка и соотношения сил на Ближнем Востоке. Суверенный Курдистан под негласным патронатом Вашингтона и Тель-Авива – это контроль над сирийской и североиракской нефтью. Это надзор над будущими логистическими и энергетическими маршрутами от Персидского залива до Средиземноморья. Это плацдарм, дающий возможность американо-израильскому тандему держать в постоянном напряжении Иран, Турцию и арабский мир. Наконец, это десятки, а в перспективе и сотни тысяч умеющих хорошо воевать бойцов, высокая мотивация которых, в порядке исключения для региона, не связана с исламистскими течениями. Именно национальная идея, заложенная в основу курдской идентичности, сделала невозможной ассимиляцию этого народа в исламском мире. Это наблюдение было сделано США и Израилем еще задолго до последних событий в регионе и натолкнуло на идею дарования независимости многомиллионному курдскому народу – самому большому в мире среди не имеющих собственной государственности. Разумеется, ценой безостаточной лояльности курдов американо-израильским интересам.
(1) Приводится фотоматериал из Syrian Civil War map: (14.12.2024), https://en.wikipedia.org/wiki/Syrian_civil_war#/media/File:Syrian_Civil_War_map_(ISW-CTP).svg