Stratfor делится прогнозами по Южному Кавказу

Комментарий Центра АРВАК, 24.04.2024 

20.04.2024 эксперт авторитетного разведывательно-аналитического центра Stratfor Мэтью Орр в интервью армянскому порталу News.am сделал ряд интересных прогнозов относительно процессов на Южном Кавказе, армяно-азербайджанских отношений и ситуации вокруг Ирана. Учитывая тесные, как принято думать, связи Stratfor с ЦРУ, Пентагоном и Госдепом, открывающие Центру доступ к различным достоверным источникам информации, следует проявить особое внимание к прогнозам эксперта.

Аналитик Stratfor дал достаточно обширное интервью, однако в целом из его геополитического анализа можно вывести 7 основных тезисов и прогнозов.

  1. Российская политика на Южном Кавказе провалилась, и на данный момент Москва стремится компенсировать утрату своего влияния в регионе за счет тесного сближения с Азербайджаном.
  2. Армения будет постепенно отходить от России и в среднесрочной перспективе выйдет из блоковых форматов под патронатом Москвы.
  3. В краткосрочной перспективе Азербайджан будет продолжать давление на армянские власти с целью получения максимальных уступок на границах и по «Зангезурскому коридору», однако широкомасштабная война в случае невыполнения требований маловероятна.
  4. В краткосрочной и среднесрочной перспективе вопрос Нагорного Карабаха закрыт, и если какая-нибудь часть армян вернется на родину, то лишь в качестве обыкновенных граждан Азербайджана, без права на какую-либо форму автономии.
  5. В случае нагнетания эскалации между Израилем и Ираном до уровня открытого противостояния Азербайджан может быть вовлечен в войну в качестве израильского плацдарма.
  6. В случае поступательных действий Еревана и Баку по заключению мира Запад даст ощутимые гарантии безопасности Армении и окажет помощь без непосредственного ее включения в какой-либо блоковый формат. В качестве «успешного» примера продуктивности таких гарантий может служить Грузия.
  7. Иран, в случае войны Азербайджана с Арменией, вопреки своим предупреждениям, не рискнет ввязываться в конфликт.

Следует отметить, что прогнозы и оценки Мэтью Орра не предусматривают возможности кардинального изменения тенденций, ныне наблюдаемых на Южном Кавказе. Армения постепенно, но уверенно переориентируется на западный вектор. Азербайджан, имеющий ресурс маневра, пойдет на определенное сближение с Россией, но не перешагнет за допустимые рамки, очерченные Турцией и Западом. Вместе с тем, он будет выполнять функцию по сдерживанию Ирана, если тот будет угрожать непосредственной безопасности еврейского государства.

Учитывая вышеупомянутую связь Stratfor со стержневыми вашингтонскими ведомствами, следует отметить, что, по сути, оценки Орра более походят на уже осуществляемый план действий по проектированию новых реалий в регионе, чем на аналитику в чистом понимании этого слова. Очевидно, эксперт Stratfor хорошо осведомлен о процессах, координируемых Западной коалицией на Южном Кавказе и анализирует тенденции, исходя из логики контролируемых на данном этапе США и Евросоюзом процессов. При этом, однако, из его обзора выпадают такие возможные события, как смена власти в Армении или Турции, скорая разгромная победа России на Украине или, к примеру, приобретение Ираном «ядерного» статуса. Любой из названных возможных сценариев может повлиять на выведенную им схему политических процессов.

Тем не менее, с точки зрения нынешних реалий в регионе и при условии отсутствия «внештатных ситуаций» прогноз аналитика Stratfor выглядит достаточно убедительным и созвучным оптимальным для Вашингтона планам по контролю геополитических процессов в и вокруг Южного Кавказа.